Великая степь. Огромнейшая территория, раскинувшаяся от восточно-европейской равнины и Причерноморья на западе почти до берегов великого Тихого океана на востоке, занимает значительную часть материка Евразия, а потому называется ещё Евразийской степью. И она хранит множество легенд и загадок.

Истина рождается в споре

С Великой степью неразрывно связана история таких великих, практически легендарных народов, как скифы и сарматы. Примечательно, что ныне живущие на территории нашей страны представители таких малых народов, как абазины, кумандинцы, теленгиты и шапсуги, именно их считают своими пращурами.

Впрочем, одни учёные утверждают, что это два совершенно различных кочевых этноса, освоивших в разные исторические промежутки времени одну и ту же территорию. Другие заявляют, что два этих народа существовали на ней одновременно, часто пересекаясь и взаимодействуя, так как были близко родственны. А мелкие стычки между скифами и сарматами были связаны лишь с нарушениями нечётких границ пастбищных угодий, столь важных для всех, кто в те времена массово разводил домашний скот.

Третья группа исследователей и вовсе, набравшись отнюдь не академической смелости, говорит, что ни скифы, ни сарматы не являлись кочевниками в чистом виде. В противном случае как тогда объяснить наличие в их захоронениях огромного количества бронзовых, серебряных и золотых украшений и предметов быта (зеркал, гребней, котлов и сосудов, элементов конской упряжи), выполненных с ювелирной точностью и филигранностью, подчёркивающей особый стиль, не встречающийся у других кочевых, да и осёдлых народов. И вообще, это были всего лишь различные ветви одного могучего этноса, населяющего большую часть той самой Великой степи. А прекрасными наездниками они были в силу приверженности к частично кочевому скотоводству и необходимости сравнительно быстро перемещаться на значительные расстояния.

Ювелиры с луком и стрелами

Остановимся на главном из аргументов сторонников второй концепции. И вправду, ни один другой кочевой народ Евразии того периода не имел таких искусных ювелиров, как скифы и сарматы. Сюда же можно отнести разве что саков, являющихся, по мнению персов, южной ветвью всё тех же скифо-сарматов. Но не об этом речь.

Для наличия большого количества высококлассных ювелиров необходим более или менее осёдлый образ жизни и развитая металлургия: печи и тигли для выплавки металлов (особенно бронзы!) так быстро и просто не разберёшь и на лошадях не перевезёшь. А значит, наряду с временными кочевьями скифо-сарматов – скотоводов были и их стационарные (глинобитные, потому и не пережили века и тысячелетия!) поселения, где проживали те, кто не был напрямую с ними связан.

А на то, что эти украшения и предметы быта не закупались где-то вовне, указывает и уникальность стиля исполнения, и многочисленность, и отсутствие их особой ценности – даже высокохудожественные экземпляры (с точки зрения современных историков и мастеров-ювелиров) встречаются в захоронениях вполне обычных людей.

В Самарской области Великая степь начинается практически сразу же за Волгой, на её левом берегу (Заволжье), устремляясь на юго-восток, на просторы Оренбуржья и Казахстана. И именно на территории Оренбургской губернии со второй половины ХIХ века начали активно изучать, картографировать и вести раскопки на таких объектах скифо-сарматской культуры, как курганы-могильники.

Наиболее значимыми работами в этом направлении сегодня считаются археологические экспедиции к комплексу земляных курганов (25 могильников конической формы!) у села Филипповка Илекского района Оренбургской области, что в междуречье рек Урал и Илек, начавшиеся во второй половине восьмидесятых годов ХХ века и продолжившиеся уже в ХХI веке.

Что скрыто в курганах

Самыми знаковыми и сенсационными оказались находки из кургана № 1 высотой более семи и диаметром более ста метров. И хотя при раскопках выяснилось, что курган уже подвергался многократным разграблениям, в его тайниках сохранились поистине уникальные артефакты. Большие деревянные фигуры оленей (считались священными животными, дарующими здоровье и успех), обитые тончайшими пластинами из золота и серебра; цельнолитые фигурки оленей из золота (до 4,5 кг весом!); золотые гребни; серебряные зеркала с золотыми витыми ручками; серьги; мониста; золотая и серебряная посуда; различные нашивки и накладки на одежду; огромный бронзовый цельнолитой котёл с ручками в виде голов грифонов, соприкасающихся клювами, и ещё много украшений с характерным «звериным» и «птичьим» стилем (изображением на орнаментах сайгаков, тигров, ланей, кабанов, орлов).

Археологическая реконструкция показала, что изначально высота кургана составляла 15–20 метров, а диаметр – 70–80 метров. При этом круглая погребальная комната диаметром 20 метров с конусообразным сводом была выполнена из толстых брёвен. Проход к ней (также выполненный из брёвен) снаружи кургана изначально был закрыт мощными деревянными воротами, а затем, после грабежей и поджогов, обрушился, перекрыв доступ внутрь.

Но это широко известный и разрекламированный в СМИ археологический комплекс. А что же другие, менее изученные и, возможно, менее значимые по внешнему виду? Где они? Где их следы? Неужели их нет или они до сих пор не обнаружены?

Конечно же есть! И один из таких скифо-сарматских курганов находится вблизи малой родины автора этих строк, в Алексеевском районе Самарской области, у хутора Ежи, рядом с посёлком Авангард. У одного из живописных изгибов реки Съезжая, на её правом берегу, находится курган-могильник Шишка (местный топоним, никак не обозначенный на картах).

Ирина Филимонова

Фотография: Shutterstock.com

Продолжение читайте в №2/2019 журнала «Чудеса и приключения»

Теги: , ,