Ежегодно, 21 декабря, все мы становимся свидетелями уникального явления – Зимнего солнцестояния.

Суть явления, с научной точки зрения, состоит в том, что в это время наклон оси вращения Земли по отношению к Солнцу принимает наибольшее значение. Впрочем, это было известно ещё с глубокой древности и отмечалось на заре человеческой истории как величайший праздник многими народами, поклонявшимися Солнцу.

Вспомним Древний Египет с его культом бога Солнца (Амон-Ра) или Древний Рим с его культом Солнца Непобедимого. Праздник зимнего солнцестояния был заимствован римлянами при завоевании страны пирамид и официально введён в римский пантеон при императоре Аврелиане в 274 году н. э.

Основополагающим считался день 25 декабря – чуть позже астрономической даты события. Ибо именно с этой даты благодаря животворящему солнцу продолжительность светового дня начинает медленно и незаметно, но неизменно и постоянно увеличиваться. А это значит, что день наступает на ночь, а свет – на тьму. Мрак и холод сменятся светом и теплом.

Именно в этом и состояло основное символическое значение праздника в древних культурах, живших в ладу с ритмами природы. После окончательной победы христианства на гигантских просторах Римской империи церковь, стремясь искоренить память о языческих верованиях, перенесла на эту дату день рождения Иисуса Христа. И в символическом значении 25 декабря стало восприниматься как день рождения Сына Божьего, «Рождение Солнца Правды».

Кстати, и католическая, и православная церкви праздновали и празднуют день рождения Христа в один и тот же день – 25 декабря. Только первая отмечает эту дату по григорианскому календарю (им пользуемся и все мы в повседневной жизни), а православная церковь – по более древнему юлианскому, что соответствует дате 7 января в григорианском варианте.

Канун рождения Христа носит неофициальное название «сочельник» (вспомним одну из сказок Александра Сергеевича Пушкина «Вот в сочельник в самый, в ночь...») по названию употреблявшегося верующими в этот день со́чива – сушёных хлебных зёрен, размоченных водой и символизировавших грядущее воскресение природы, что лишний раз служит подтверждением глубинной, дохристианской истории праздника.

У славян, издавна поклонявшихся солнечному богу Хорсу, чьим символом являлся сокол, день зимнего солнцеворота назывался Коляда. От этого слова происходит и сохранявшийся в целом ряде сельских регионов Восточной Европы до середины прошлого века обычай колядования. На Святки – от Рождества до Крещения – ряженые жители сёл и деревень, включая малых детей, ходили с рождественской (Вифлеемской) звездой и обрядовыми песнями и угощениями друг к другу в гости, славя рождение Христа.

Но в своей основе славянская и древнерусская традиция колядования связана, как это было доказано учёными, с древним праздником Коляды – поклонения Хорсу-Солнцу, которое с этой поры начинает расти, а значит, дарить надежду на новый урожай и новую жизнь.

Дмитрий Зелов

Теги: , , , , ,