shutterstock_61679083Что делает землю обителью народного духа и Родиной с большой буквы?

 Мы выбираем, нас выбирают...

Существует любопытная гипотеза, согласно которой дух любой нации порождает земля. И не просто какой-то кусок суши, случайно освоенный в далёкие времена или силой отобранный у соседей в ходе военной заварушки. Нет, имеется в виду избранная земля, которую дарует тому или иному народу Бог, то есть, по сути, священная земля. У каждого народа она своя. Каждый народ должен жить на своей обетованной земле.

Некая могучая сила влечет людей определённой национальности в определённое место – жить именно здесь, и только здесь. Почему здесь? Для чего здесь? Да потому что здесь находится священная земля для этого народа, где ему помогать будет сам Бог, именно тут то самое сокровенное место, где любой представитель данной национальности будет чувствовать себя «с Богом». Земля, на которой избранный именно для неё народ может не только кормиться, но и полноценно развиваться – в духовном и культурном плане, где он может творить и созидать, на которой он может стать поистине великим.

К государству священная земля не имеет никакого отношения, потому что оно – всего лишь юридический статус национальной территории. Очертания сложившегося государства могут совпадать с границами священной земли, а могут и не совпадать. И вообще, государственные границы для священной земли – зло, ибо, как правило, они не имеют под собой никакой духовной причинности, являясь следствием политических передряг. Эти границы, по выражению исследователя В.А. Карабанова, «нередко рассекают плоть нации по живому, отдавая её части в чужое пользование, или пытаются искусственным образом вживить в её тело инородные земли».

У всех народов в той или иной форме имеются мифы и сказания о родной земле как о священном даре богов или же о земле как о великой богине, которая помогает, оберегает, спасает, наделяет силами: Гея («Богиня, блаженная Матерь бессмертных и смертных»), Деметра, Кибела, Церера, Ума-Махадеви, Теллус, Тепев, маорийская Папа(!) и другие.

В заметках древнеримского историка Тацита о славянах, живших на острове Руен, встречается такое описание: «Они воздают общее поклонение богине земли и верят, что она вмешивается в человеческие дела, посещает народы».

Эти мифы стоит воспринимать не как выдумки, а как откровение и древнее знание, которое в наши дни почти утеряно.

shutterstock_283414526 Отчизна всегда одна

В русской мифологии мать сыра земля (Земь-матерь) – постоянный эпитет высшего женского божества. «Гой еси сырая, земля матерая! Матерь нам еси родная, всех еси нас породила». В этой простой фразе – величайшее откровение. «Всех нас породила…» Не Ваню, не Петю, не Машу и Варю, а всех нас, то есть всех русских.

«Добра мать до своих детей, а земля – до всех людей!», «Мать сыра земля всех кормит, всех поит, всех одевает, всех своим теплом пригревает!», «От земли взят, землёй кормлюсь, в землю пойду!», «Поклонись матушке-землице, наградит тебя сторицей!», «Как не добёр кто, а всё не добрей матери сырой земли: всяк приючает землю до гробовой доски, а земля приютит и мертвого!», «Нужна рыбе вода, а птице вольная ширь поднебесная, а человеку нет ничего нужнее, как мать сыра земля» – это всё из того же откровения.

Многие русские сказки – тоже откровение. Припадёт богатырь к сырой земле – и прибавится у него сил вдесятеро. Ударит в землю копьём – и она поглотит чёрную, ядовитую змееву кровь, вернув жизнь убитым людям. К слову, русские богатыри во многих случаях выступают не как обычные воины или герои, а как борцы и носители высшей духовной правды, и сражаются они не просто за родную землю, а за «светлорусскую», за «святорусскую» землю, потому и сами становятся «святорусскими».

Святая Русь... Этот термин не географический, не исторический, не религиозный, а в высшей степени метафизический.

«В выражении «Святая Русь» отзывается вся наша особенная история; это имя Россия ведёт от Крещатика; но своё глубокое значение оно приобрело со времён раздробления на уделы…, когда при великом княжестве было множество малых, от него зависимых, и когда это всё соединялось в одно, не в Россию, а в Русь, то есть не в государство, а в семейство, где у всех были одна отчизна, одна вера, один язык, одинаковые воспоминания и предания; вот отчего и в самых кровавых междоусобиях, когда ещё не было России, когда удельные князья беспрестанно дрались между собою за её области, для всех была одна, живая, нераздельная Святая Русь», – очень метко и метафизически верно отмечал в своё время Василий Жуковский.

Святая Русь – это не государство. Это священная земля, которая родит русских и только русских. Её границы с обычными границами и тем более современными государственными границами совсем не совпадают.

Марина Ситникова

Фотография — shutterstock.com ©

Продолжение читайте в майском номере (№5, 2016) журнала «Чудеса и приключения»