IFЭти рукотворные сооружения в горах Крыма называют пещерными городами и пещерными монастырями. Считается, что в Крыму таких удивительных мест шестнадцать

 За новую веру

Некоторые исследователи уверенно заявляют, что термин «пещерные» вообще некорректен, так как на самом деле поселения возводились на вершинах, их обитатели жили в добротных домах из камня и дерева, а в пещерах держали скот, хранили зерно, изготавливали вино, прятались в случае нападения неприятеля. Просто надземные строения погибли во время набегов монголо-татар, гуннов и прочих покорителей Крыма, а остатки жилищ не пощадило время, вот и получилось, что новые поколения застали уже только пещерную часть покинутых городов-крепостей. Возможно, нам уже никогда не узнать, как они назывались. Басман, Кыз-Кермен, Бакла, Эски-Кермен, Чуфут-Кале, Кыз-Куле – всё это названия татарские, не старше ХIII века…

С пещерными монастырями вроде бы яснее: традиция создавать храмы в потаённых подземных полостях восходит к первым христианам, которые были вынуждены собираться на молитву скрытно, чтобы избежать гонений и смерти от рук язычников-римлян. А если заглянуть глубже в сумрак веков, то проступят очертания пещерных капищ, где наши пращуры приносили жертвы своим грозным божествам и рисовали на стенах изображения бегущих антилоп и бизонов, моля о доброй охоте.

Не секрет, что христианские храмы нередко «замещали» собой древние культовые места, возводились на их останках, утверждая этим новую веру. В середине IХ века значительная часть крымского населения – тавры, скифы, аланы оставались язычниками, хотя всё больше набирало силу учение Христа, благодаря грекам. На месте языческих капищ возникают в это время церкви Иограф, Висячая, Ставрикая, Форос, Данильча, Сюндюрлю... Те читатели, которым посчастливилось бывать в горном Крыму, сразу же поняли, что все это – названия пещер! А ведь мы перечислили далеко не все пещерные храмы, появившиеся именно в этот отрезок истории. Что же это за феномен такой? Оказывается, его истоки следует искать на другом берегу Чёрного моря, где в то время развивалась и крепла Византийская империя.

 Монахи уходят в горы

Одним из самых трагических этапов в истории Византии стали VIII и начало IX века. В это время страну захлестнула волна репрессий, известных как иконоборчество, направленных против почитания икон. Иконоборцы считали священные изображения идолами, а культ почитания икон – идолопоклонством, ссылаясь на заповеди Ветхого Завета: «Не сотвори себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху..., не поклоняйся им и не служи им». В 730 году византийский император Лев III Исавр запретил чтить иконы. Результатом иконоборчества стало уничтожение многих тысяч святых образов, а также мозаик, фресок, статуй, расписных алтарей и витражей в храмах Византии.

Шли годы, вместо свирепого Льва на трон взошел император Константин V Копроним. Однако затеплившаяся было надежда, что новый правитель сменит гнев на милость, не оправдалась. Более того, Константин в 754 году созвал так называемый иконоборческий собор, на котором присутствовали более трёхсот епископов. Собор провозгласил, что «восстановлять образы святых посредством материальных красок и цветов есть дело бесполезное, праздное и даже богопротивное и диавольское».

Разумеется, активнее всего противились уничтожению святых образов монахи. На них-то и обрушились самые суровые гонения. В конце концов, император ополчился на монашество как таковое. В результате греческие святые отцы вынуждены были покидать намоленную ими землю, искать спасения в южной Италии и Сицилии, которые тогда были византийской окраиной и где до сих пор сохранились «пещерные монастыри» иконопочитателей, подобные крымским.

Вместе с ними предпочли уйти, но не изменить старой вере, многие простые миряне. С собой они уносили сбережённые образа, которые защищали их в пути. И вот в VIII–IХ веках в юго-западную Таврику хлынул поток беженцев из восточных провинций Византии. Селились они преимущественно в предгорьях и горах, в труднодоступных, защищённых самой природой местах, изобиловавших пещерами. Монахи обживали их, расширяли и вырубали в податливой белой мшанке скромные кельи и целые подземные храмы. Обычно тут же рядом вырастали сельские поселения. Довольно много монастырей было основано на Южном берегу Крыма – в Симеизе, в Партените, в Ласпи…

 В красоте и уединении

Но самые известные расположены в Бахчисарайском районе. Это Качи-Кальон, который поэтически называют «кораблём на реке Каче» (между селами Предущельное и Баштановка), Успенский монастырь на восточной окраине Бахчисарая, Чилтер-Мармара и Шулдан близ села Терновки, Челтер-коба в окрестностях села Танкового, а также инкерманские пещеры, расположенные по обоим берегам реки Чёрной. Двое крымских святых – Иоанн Готский и Стефан Сурожский – самые яркие фигуры среди сотен иконопоклонников, преследуемых и нашедших свою обитель на нашей земле.

Путешествуя по пещерным монастырям Крыма, невольно восхищаешься тому, как безошибочно выбраны для них места. Они будто специально созданы для того, чтобы прочувствовать во всей полноте красоту мира и в то же время отрешиться от суеты расположенных внизу селений. Стоя у порога древней кельи, замираешь от восторга при виде необозримых далей, открывающихся взору. Чувствуешь себя птицей в горном гнезде. Ещё немного – и полетишь, раскинув крылья, в бездонное сияющее небо…

И обязательно где-нибудь неподалёку пробивается из-под скалы чистейший родник, сбегает по камням весёлая вода. Сколько веков уже никто не живёт в пещерах, а вода по-прежнему готова напоить усталого путника, утолить его печали, унять болезни.

Среди всех пещерных монастырей невольно привлекают внимание два с одинаковым называнием – Челтер, хотя внешне они ничем не напоминают друг друга, да и расположены в разных уголках Крыма. Как объяснить эту загадку? Скорее всего, подобный феномен вызван тем, что подлинные названия древних монастырей не сохранились. А местное тюркское население, не сговариваясь, нарекло изрешечённые кельями склоны словом «чилтер», что в переводе означает марля или «решётчатая», разреженная ткань. Есть и другая версия: татары ещё застали деревянные решётки, которыми заделывались стены и оконные проёмы в монастырях.

Монастырь Челтер (Чилтер) Мармара – это четыре яруса искусственных пещер, которые хорошо видны с дороги у села Терновки. Ведь до него всего пара километров. А ещё через полтора километра уже возвышается живописнейшее городище Эски-Кермен. Но это на карте, а в реальности эти километры нужно пройти вверх. Обрыв лесистого плато, где расположился монастырь, называется Чилтер-Кая, то есть Решётчатая скала. А почему Мармара? Это единственный отголосок греческого происхождения монастыря: ведь по-гречески «мармарон» означает «мрамор». Хотя никакого мрамора в окрестностях нет, а есть только белоснежная мшанка, осадочная порода, которую еще называют мраморным известняком. Его ценили ещё древние эллины и вывозили в Грецию из Крыма. Один из посёлков крымских греков назывался Мармара; в 1778 году по распоряжению Екатерины Великой все его население было выслано в Приазовье…

Ритта Козунова

Продолжение читайте в июльском номере (№7, 2015) журнала «Чудеса и приключения»

Теги: , , ,