В Тибете предания о буддийских йогинах и их деяниях столетиями сохраняются в устной и письменной традиции, а места их подвижничества стали объектами поклонения

Ритод Рэйчунбы и руины монастыря его последователей

Местный дух даёт добро

Место отшельничества йогина в Тибете носит название ритод (в переводе с тибетского – «среди гор»). При выборе места для ритода учитывается ряд обстоятельств: поблизости должна быть пригодная для питья вода; место должно быть по возможности безопасным (не находиться поблизости от логова или троп хищных зверей, в местах частых камнепадов и схода лавин и т. п.); оно должно быть достаточно удалённым от поселений, чтобы их беспокойная жизнь не нарушала уединения, но в то же время это удаление не должно быть слишком велико, чтобы миряне могли без особого труда делать подношения.

Лучшим укрытием от ветров, практически постоянных в Тибете, а также дождя и снега служила пещера. Естественных пещер здесь великое множество. Они удовлетворяют важнейшему условию йогической практики на заключительной стадии – в месте её выполнения должна быть полная темнота. Для этого вход в пещеру на необходимые периоды наглухо замуровывался камнем. Со временем вход в пещеру стали закрывать постоянной каменной или кирпичной стеной с запирающейся дверью. Защитой от холода служили простые очаги. Топливо в почти лишённом леса Тибете (сучья редких деревьев и кустарников или сушёный помёт животных) достаётся большим трудом, поэтому очаг использовался главным образом для приготовления пищи. В наши дни в пещерах тибетских йогинов можно видеть небольшие железные печи-буржуйки китайского производства, которые топят углём (его запас создаётся перед началом затворничества).

Устройство ритода начинается с установления должных отношений с духом – хозяином округи. Йогин выполняет особый ритуал, включающий подношение духу освящённой пищи и взятие с него клятвы не вредить ему.

Затем йогин создаёт «охранный круг»: устанавливает вокруг ритода магическую границу, которая призвана не допустить вторжения вредоносных сил человеческой и нечеловеческой природы. Внешне эта граница отмечается освящёнными флажками и другими специальными знаками.

После обустройства йогин приступает к самой религиозной практике. Порой в одном ритоде йогин пребывает много лет. Иногда, если условия по какой-то причине становятся неблагоприятными, ему приходится перебираться на новое место.

Для йогического затворничества могут использоваться не только пещеры, но и строения, желательно специально сооружённые для этого и расположенные в местности, отвечающей указанным выше условиям. Как правило, такое здание, также именуемое ритодом, используется йогином в холода, а в тёплое время предпочтение отдаётся всё же пещере.

Алтарь пещеры Рэйчунбы

И дерево стало знаком ему

Чугартан-ритод – место созерцания Чойдже Дондуб Ринчена (1309–1385), учителя знаменитого тибетского реформатора Цзонхавы (1357–1419), – мне довелось посещать несколько раз. Своё название Чугартан-ритод (Плоскогорье Белой реки) получил от названия реки на северо-востоке, в долине которой он расположен. Высота местности здесь около 3000 метров над уровнем моря, а отдельные вершины достигают почти 5000 метров.

Согласно преданию, семилетний Цзонхава, уже имея с трёхлетнего возраста обеты буддиста-мирянина, покинул дом (его деревня находилась в окрестностях Чугартан-ритода) и отправился к знаменитому йогину Чойдже Дондуб Ринчену. На тот момент йогин находился в созерцании в пещере и, почувствовав, что к нему, не зная дороги, идёт ученик, выполнил ритуал, после чего рядом с пещерой мгновенно выросло дерево. Мальчик, заметив возникшее вдруг вдалеке дерево (здесь их почти нет), распознал этот знак и вышел прямо к пещере.

Какое-то время учитель и ученик жили в пещере, затем йогин ушёл с мальчиком в свой монастырь. В 16 лет Цзонхава был послан наставником на учёбу в Центральный Тибет, где оставался до конца жизни.

К пещере Чойдже Дондуб Ринчена ведёт узкая тропа-серпантин. К входу в пещеру теперь пристроена кирпичная лесенка, с одной стороны примыкающая к скале, а с другой имеющая металлические перила. Вход в пещеру закрыт стеной с дверью, ключ от которой находится у смотрителя-монаха, живущего рядом при небольшом храмовом комплексе.

Пещера невелика: немногим более двух метров в высоту и три-четыре метра в длину и ширину. На простом деревянном ящике алтаря имеется лишь один образ – небольшая деревянная скульптура Ямантаки, божества, йогическое созерцание которого выполнял Чойдже Дондуб Ринчен. В скальной нише – месте созерцания – установлены две бронзовые скульптуры сидящих йогина и его семилетнего ученика, выполненные почти в натуральную величину.

Андрей Стрелков

Продолжение читайте в октябрьском номере (№10, 2014) журнала «Чудеса и приключения»

Теги: , , ,