Зашиверск ЧасовенкаТолько редкой красоты храм на пустынном берегу Индигирки напоминал случайным путникам о былом величии и трагическом конце древнего города Зашиверска, исчезнувшего с лица земли.

 За шиверами

Как человек интересующийся прошлым Сибири, я мечтал оказаться в «Якутской Помпее», прикоснуться к её памяти. И вот мечта сбылась – наша небольшая экспедиция плывёт по Индигирке.

Отправившись из села Момы по реке в сторону Абыя, мы фактически повторили конечную часть маршрута первопроходцев и строителей древнего города. И хотя вниз по реке нас нёс не казачий струг под вёслами, а современная лодка с мощным подвесным мотором, к Зашиверску добрались лишь к середине второго дня.  Он действительно оказался «за шиверами» – за знаменитыми индигирскими порогами – там, где зажатая между скалами и кипящая на каменных уступах река выплёскивается на равнину лесотундры и разом успокаивается. Получается, что сама природа как бы предлагает остановиться в этом месте и отдохнуть после всех передряг и волнений. Видимо, этим предложением и воспользовались Постник Иванов «сотоварищи», заложившие здесь в 1639 году первое зимовье.

Оглядевшись и поняв, что оказался в самом центре хоть и суровой, но щедрой «юкагирской землицы», Постник радостно сообщил в белокаменную столицу: «Юкагирская землица людна, а Индигирская река рыбна, в юкагирской землице соболей много, и в Индигирь-реку многие реки впали, а по всем тем рекам живут пешие и оленные люди, да у юкагирских же людей серебро есть». Вскоре в Якутской воеводской канцелярии в «Росписи дальним и ближним ясачным острожкам и зимовьям» новоявленное Зашиверское зимовье было отнесено к разделу «Дальние заморские реки», и в наставлении отправляемым туда служилым людям значилось: «От Якуцкого до Верхоянского на конях ехать пять недель, а от Верхоянского до Зашиверского на конях же ехать четыре недели. А в том зимовье ясачных юкагирей 86 человек, а оклад на них ясаку 11 сороков 1 соболь».

Будущий стратегический форпост был заложен на речном мысу, отрезанном с тыла протокой от коренного берега, и таким образом «охранялся» Индигиркой со всех трёх сторон. Видимо, на первых порах это было немаловажно, поскольку нежданных пришельцев сами хозяева «юкагирской землицы» встречали отнюдь не пирогами. Может, «приведение под царскую руку» обошлось бы более мирно, если бы удалённость от Якутска и Москвы не давала волю в злоупотреблениях первым начальникам Зашиверска. Ясак, то бишь подоходный налог того времени, собирался с одних и тех же родов по нескольку раз, да ещё и усугублялся вымогаемыми «подарками». Это видели даже сами «торговые и промышленные люди», написавшие челобитную-жалобу на сына боярского Андрея Булыгина, который «всякими обидами юкагиров обидит и побрал у них последние животишка, и олени». Однако реакция на подобные призывы к справедливости оказалась более долгой, чем терпение коренных жителей Индигирки, и первые свои десятилетия Зашиверск, обросший рубленой стеной толщиной в два метра, то и дело отражал нападения. Бои были нешуточные: восставшие шли на штурм с лестницами, рубили топорами крепостные ворота, не жалели стрел, наконечники которых, как напоминания о тех временах, ещё долгие годы торчали из стен укреплений. Но в те же неласковые времена Зашиверск дарил приют, обогрев и короткий отдых идущим «встреч солнца» знаменитым землепроходцам, героям великих географических открытий Ивану Реброву, Семёну Дежнёву, Михаилу Стадухину, Дмитрию Зыряну, Владимиру Атласову. Из Зашиверска они спускались вниз по Индигирке к «Студёному морю» и плыли вдоль его берегов на восток или шли «сухим путём» на Колыму, Чукотку, Камчатку.

 Верой и правдой

В конце концов в отношениях с местными юкагирскими и эвенскими племенами были найдены разумные компромиссы, стали реже греметь казацкие пищали и мушкеты, наступило время задуматься о душе. И тогда местный мастеровой Андрей Хабаров, как бы отметив уход жестокого XVII века, разобрал часть крепостной стены и в 1700 году срубил на месте образовавшегося прорана прекрасный деревянный храм. Эта Спасо-Зашиверская церковь, которую позже стали называть жемчужиной сибирского зодчества, стала главной достопримечательностью и главным украшением города на Индигирке.

Интересно, что далёкая заполярная церковь была копией первого храма, возведённого за полвека до этого в Якутском остроге во имя преподобного Михаила Малевина и Животворной иконы Троицы, который, к сожалению, не сохранился.

 Довольно долго у храма на Индигирке не было собственного настоятеля, и «общественность города», которую не устраивало такое положение, потребовала у властей, чтобы назначенному в 1735 году в Зашиверск священнику Алексею Слепцову, сыну сосланного в Якутск коменданта Москвы, было предписано «в другие места ни под каким видом не отлучатца и у той святой Спасской церкви жить до окончания живота своего». Отец Алексей с честью исполнил этот наказ и прослужил в Зашиверске до конца жизни, без малого 50 лет. Основав церковную династию Слепцовых, он оставил после себя храм сыну Михаилу, который прослужил ещё дольше – 56 лет. Затем наступила очередь внуков. Всего же род Слепцовых, совершив настоящий духовный и миссионерский подвиг, передавал в стенах одного храма из рук в руки светильник веры почти 120 лет, до самого последнего дня существования города!

Зашиверск-рис1

Старый Зашиверск. Гравюра В. Югова

 «Таёжная Мангазея»

Звёздный час Зашиверска пробил в 1783 году, когда он получил статус одного из четырёх уездных городов вновь образованной Якутской области и обрёл все положенные по рангу учреждения и службы – уездный и земский суды, казначейство, ратушу с тремя выборными депутатами, казачью часть из 30 человек, собственного землемера, магазины и даже «питейное заведение». Появился здесь и свой «градоначальник» со штатом чиновников. Постоянное население Зашиверска приблизилось к полутысяче человек, а с учётом всех кочующих поблизости «новокрещёных», приходящих к исповеди, дотягивало до тысячи. Среди них значилось 24 купца, 64 военных, 21 «штацкий», 243 мещанина, 34 крестьянина, 8 душ духовного сословия. По тем временам такой населённый пункт, да ещё в далёкой северной глуши, считался очень крупным.

Особенно оживала жизнь в «якутской Мангазее» в канун Рождества, когда с открытием зимней дороги туда прибывали на ярмарку купеческие обозы из центра области, а навстречу им из тайги и тундры спешили с пушниной и мамонтовой костью промысловики.

Участники знаменитой Чукотской экспедиции Сарычева – Беллингса попали в Зашиверск как раз в тот момент, когда его только что объявили «новоучреждённым», и нашли город активно развивающимся. Столичные гости, по их собственным словам, «здешними господами городничими надворным советником Самсоновым и капитан-исправником Баннером обласканы и угощены были с отменным усердием. Сверх того, они снабдили нас на дорогу съестными припасами, в которых мы имели крайнюю надобность».

Надо отметить, что Баннер помимо управления городом исполнял ещё секретные обязанности дипломата и резидента царской контрразведки – с помощью подарков пытался склонить чукчей к российскому подданству и одновременно следил за всеми иностранными экспедициями на востоке. Судя по результатам, он преуспел и в том, и в другом. 

Владимир Фёдоров

Продолжение читайте в августовском номере (№8, 2015) журнала «Чудеса и приключения»

Теги: , ,