лик3У наскальной иконы просят мира и отпущения грехов

 Всё больше паломников посещают северокавказское село Архыз. Каждый хочет своими глазами увидеть необычный лик Спасителя, словно укором проступивший на скале сквозь столетия. Преодолев по лестнице более пятисот ступенек на пути к заветной узкой площадке, богомольцы и туристы обмирают перед увиденным. Как и когда здесь, в Карачаево-Черкесии, где господствуют традиции ислама, появилось это изображение?

 Шаги апостола Андрея

Христианство в этих краях ведёт своё исчисление с I века, оно пришло сюда на девять веков раньше, чем в Киевскую Русь. Доктор исторических наук А.А. Туаллагов относит его распространение здесь к 40-м годам н. э. Апостол Андрей Первозванный проповедовал христианство во многих землях, пройдя которые достиг и Уулаг-Суадага (позже – Алания), предгорных областей Северного Кавказа.

Христианские традиции закрепились и благодаря тому, что тут пролегал Великий шёлковый путь, которым пользовались не только торговцы, но и византийские миссионеры. Научный сотрудник Нижне-Архызского музея-заповедника Анатолий Демаков рассказывает, что пик миссионерской деятельности пришёлся на VIII–IX века н. э.

В IX–XII веках Алания уже существовала как государство. Она располагалась на территории нынешних Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии, частично Чечни и Ингушетии. Аланская столица находилась в нынешнем Нижнем Архызе. Современные исследователи считают, что крещение Алании произошло в 916 году, и Аланская епархия стала опорой Византии на Северном Кавказе.

В Нижне-Архызском городище (так называют то, что осталось от этого крупного города) сохранились три древнехристианских храма IX–XIвеков – Северный, Средний и Южный. Расписывали их византийские мастера.

Скорее всего кто-то из них и написал на скале эту довольно большую впечатляющую икону, о которой идёт речь. Размер её – 140 на 80 сантиметров.

Место выбрано не случайно: словно специально срезана плоскость скалы, находящаяся на высоте примерно 150 метров, ориентирована она точно на восток, а взгляд Христа обращён на Средний храм, служивший, как считают археологи, для обрядов крещения.

Возможно, нам, людям XXI века, во всей своей полноте открылся тонкий, красивый и бесконечно глубокий замысел художника, вдохновлённого верой и потрясающей красотой местной природы.

 Немеркнущая Византияshutterstock_138575513

Изображение было найдено не так давно. Его случайно обнаружили весной 1999 года охотники – братья Анатолий и Сергей Варченко. Вскоре, в мае того же года, сотрудники местных музеев вместе с учёными Государственного Эрмитажа отправились на его поиски по крутым склонам, покрытым густым буковым лесом. Лик обнаружили в малозаметном каменном гроте.

Среди местного населения бытовали разные версии его происхождения. Самая романтическая повествовала о том, как в скалу ударила молния, ровно отколов большой каменный пласт, и на плоской поверхности стены вдруг открылось изображение Христа. Доказательствами его нерукотворности считаются цветовая гамма, идеально вписавшаяся в фон песчаниковой скалы, и полукруглая трещина в камне, пересекающая лоб Спасителя, словно терновый венец.

Более прозаичная версия утверждает, что икону написали в XIV веке, когда в селении у подножия хребта разразилась чума. О какой-либо подделке более позднего времени речи не идёт.

Старожилы же рассказывают, что дивный лик открылся высоко над землёй в Первую мировую войну, однако затем следы его затерялись в густых лесах горного хребта Мицешт.

В итоге учёные сошлись на том, что этот образ Христа был создан не позднее X–XI веков. С искусствоведческой дотошностью они убеждают, что именно византийский стиль прочитывается в каноническом рисунке: голова расположена строго фронтально; взгляд прямой и пронзительный; и главное, борода ещё не разделена посередине – так писали Христа до конца Х века. Характерно и тонкое светотеневое сочетание красок: контуры обведены тёмно-коричневым суриком; белила придают лику объём. Главный научный сотрудник Государственного Эрмитажа Борис Сапунов обнаружил не менее 45 совпадений скального рисунка с синайской иконой Христа Пантократора (Вседержителя), написанной в VI веке непосредственно с лика Спасителя на плащанице.

Над наскальной картиной видны буквы «IC», характерные для  византийских икон, причём с одной тонкой особенностью: буква «I» не прямая, а изогнутая. 

Андрей Ардер

Фотография — shutterstock.com ©

Продолжение читайте в мартовском номере (№3, 2015) журнала «Чудеса и приключения»

Теги: , , ,