Портрет Джона Донна в молодости работы неизвестного художника (1595)«Нет человека, который был бы как Остров, сам по себе, каждый человек есть часть Материка, часть Суши; и если Волной снесёт в море береговой Утёс, меньше станет Европа, и также, если смоет край Мыса или разрушит Замок твой или Друга твоего; смерть каждого Человека умаляет и меня, ибо я един со всем Человечеством, а потому не спрашивай никогда, по ком звонит Колокол: он звонит и по Тебе»…

Да, знаменитая фраза про колокол принадлежит вовсе не Хемингуэю. Эти слова писатель взял лишь в качестве цитаты. Настоящий автор афоризма – Джон Донн, удивительный английский поэт XVII века, забытый почти на 200 лет даже у себя на родине. Считается, что именно с его портрета, датируемого 1595 годом, «скопирован»… принц Гамлет.

Пиратский Гамлет

Исследователи часто подчёркивают, что творчеству Джона Донна (который был младше Шекспира всего на восемь лет) вообще были присущи гамлетовские моменты. Даже тот факт, что принцу датскому в последнем акте трагедии было около 30 лет, говорит о том, что возраст Гамлета был относительно близок возрасту нарисованного неизвестным художником Джона Донна.

Правда, принц датский вряд ли мог стать священником, а вот Джон Донн в конце концов им стал. И путь его к Богу был очень тернистым и окольным: от пирата к адвокату, от соблазнителя племянницы лорда – хранителя печати к настоятелю собора святого Павла. И от ярого католика к благочестивому англиканскому священнику.

Жизнь Джона Донна начиналась совершенно в духе того времени. По молодости он растратил большую часть наследства и не нашёл ничего лучше, как податься в «джентльмены удачи», приняв участие в сомнительных экспедициях Уолтера Рэли и графа Эссекса в Кадис и на Азорские острова в 1596–1597 годах, организованных с целью перехвата и грабежей испанских кораблей.

Позже была тайная женитьба на племяннице лорда – хранителя печати. И, как следствие, страшный скандал и даже тюрьма, так как отец невесты брак признавать отказывался, и своего нежданного зятя упёк за решётку.

На фоне всех этих захватывающих перипетий литературное творчество цвело и щедро плодоносило. Донн был признан прекрасным поэтом, хотя… не опубликовал ни строчки! Он, за редким исключением, практически не печатал своих стихов при жизни. Они ходили по рукам главным образом в рукописных вариантах, что абсолютно не мешало поэтической славе Джона Донна.

Его называли «королём», правившим по своему соизволению «всемирной монархией ума», а ныне называют основателем школы «метафизиков» среди поэтов.

Изыски метафизики

Что есть метафизическая поэзия? Это поэзия, лишённая логический ясности и гармоничности, слишком сложная для обыденного ума. Это с одной стороны. С другой – мистические богоискательские настроения и восторг религиозного самоуничижения. Миру земных страстей метафизики противопоставляли напряжённое созерцание и молитвенный экстаз. Природа для них – храм и молельня, и стихи часто становятся больше чем стихами – поэтической молитвой.

А между строк скрывалась и магия чисел, и герметика, и различные аспекты религиозных практик, и космография, алхимия и платонизм. И здесь Джон Донн действительно был королём.

Он видел и понимал то, чего не могли уловить другие: «Наши мысли рождены великанами: они простёрлись с востока до запада, от земли до неба, они не только вмещают в себя Океан и все земли, они охватывают Солнце и Небесную твердь; нет ничего, что не вместила бы моя мысль, нет ничего, что не могла бы она в себя вобрать. Неизъяснимая тайна: я, их создатель, томлюсь в плену… тогда как любое из моих созданий пребывает рядом с Солнцем, воспаряет превыше Солнца, обгоняет Светило и пересекает путь Солнечный».

Джонн Донн Яков 1
Яков I

Проекция воли небес

Английский король Яков I благоволил к Донну после того, как тот опубликовал сочинение «Мнимый мученик» с посвящением Якову. Правда, сие королевское благоволение оказалось весьма своеобразным: Яков открыто заявил, что будет продвигать Донна по службе, если тот изберёт церковное поприще. Нежелание королевской персоны видеть Донна на светской должности предопределило всю дальнейшую судьбу поэта. Впрочем, может статься, что воля короля была всего лишь проекцией воли небес, ибо Англия получила такого проповедника, которого до сих пор не знала.

23 января 1615 года Джон Донн был рукоположен в сан священника и диакона. Король Яков назначил его одним из своих капелланов и позаботился о том, чтобы Кембриджский университет присвоил бывшему пирату степень доктора богословия. А в конце 1621 года король назначил Джона Донна настоятелем собора святого Павла.

Донн испытывал мистическое благоговение перед кругом, считая его совершенной, устойчивой геометрической фигурой. Его мир – это система концентрированных кругов, слитых в спираль, способную принимать размеры Вселенной и сжиматься до микроскопической точки, но точка эта непременно располагается в центре, и залогом её константности является опять же сфера или круг.

Кр`угом, то есть солнцем, является для Донна даже Христос. Знаменитейшие сонеты Донна о Христе «LaCorona» («Венок сонетов») – опять же круг. Итальянское название указывает на связь с распространённым в эпоху Ренессанса «венком сонетов» и библейской реминисценцией: тленный «венок гордости» противопоставляется «венцу праведных». Каждый из семи сонетов посвящён одному из событий евангельской истории, а основная тема – осознание неизбежности смерти, преодоление страха смерти и обретение бессмертия.

Исследователи доказали, что эти сонеты связаны с системой индивидуальной медитации, которую разработал глава ордена иезуитов Игнатий Лойола в своих «Духовных упражнениях»: иезуитская система медитации была рассчитана на ежедневные занятия в течение месяца и строилась на отработке особых психофизических навыков. Она, в частности, предполагала умение в нужные моменты зримо воспроизвести в воображении определённые евангельские сцены (распятие, положение во гроб) и вызывать необходимые эмоции.

Марина Ситникова

Продолжение читайте в апрельском номере (№4, 2015) журнала «Чудеса и приключения»

Теги: , ,