Таиланд - shutterstock_100565722Может, мы унаследовали тягу к изобразительному искусству от нашего общего предка, жившего полмиллиона лет назад?

 Сулавеси

Осенью 2014 года пришло известие с Сулавеси – индонезийского острова. Там в карстовых пещерах ещё полвека назад обнаружили четырнадцать рисунков. Правда, все они едва проступали на поверхности скал – их сильно повредило выветривание, отчего возникли сложности с определением их возраста. Большинство рисунков – отпечатки ладоней, очерченные краской. Но встречаются и реалистичные изображения животных, населяющих здешние места.

И вот австралийским учёным, заново исследовавшим эти пещеры, удалось уран-ториевым методом датировать минеральные отложения под рисунками и подтёки, покрывавшие сами рисунки. Так они определили временной период создания рисунков. Выяснилось, что самому первому отпечатку ладони 39 900 лет. Обнаруженный в пещере Лянг-Тимпусенг и украшающий её свод – в четырёх метрах от земли. Вблизи него виднеется ещё, так сказать, «ученический» рисунок: олениха, поедающая какой-то плод. В соседней пещере удалось датировать изображение бабируссы (млекопитающего семейства свиных). Его возраст – 35 700 лет. Это одно из самых древних известных нам изображений животных.

До сих пор предполагали, что пещерная живопись зародилась на территории Франции и Испании и что именно Европа была центром развития этого искусства. Однако индонезийские находки говорят о том, что примерно в то же время появляются рисунки животных и на юго-востоке Азии. Что если и европейцы, и жители азиатского юго-востока лишь унаследовали традицию, которая зародилась гораздо раньше, когда их общие предки жили в Африке?

Находки на острове Сулавеси побудили учёных из австралийского университета Гриффита заново датировать уже известные наскальные рисунки, найденные в различных странах Восточной Азии. Журнал Antiquity сообщил предварительные итоги этой «инвентаризации»: отпечатки рук и рисунки животных, обнаруженные в пещерах Китая, Таиланда, Камбоджи и Малайзии, созданы 35–40 тысяч лет назад. Это убедило учёных в том, что первые сапиенсы, расселявшиеся в Азии, принесли сюда не только особую технику изготовления орудий, но и неизвестную прежним гоминидам практику – умение рисовать.

Можно предположить, что и рисунки, найденные в пещерах Австралии, – те же отпечатки рук и фигуры животных – гораздо старше, чем представляется. Возможно, там удастся найти рисунки, созданные около 50 тысяч лет назад, вскоре после прибытия первых переселенцев в Австралию.

Интересно, что первые художники и в Азии, и в Европе подчас лишь дорисовывали то, что проглядывалось в скальных камнях. Так, если выступающий в стене пещеры камень своими очертаниями напоминал быка, то древний художник с помощью красок подчёркивал это сходство. Таким образом наши предки, где бы ни расселялись, старались окружающему ландшафту придать тот вид, который им был удобен, приятен, важен. На протяжении как минимум нескольких десятков тысячелетий человек разумный облагораживал дикую природу, формируя доступными ему способами «островки культурных ландшафтов».

 Гибралтар

Зарождение живописи, появление украшений, использование различных символов – всё это считается важнейшим рубежом на пути становления человеческого сознания. До недавнего времени считалось, что этот рубеж надёжно ограждает человека разумного от всех других гоминидов. Оплот сознания отличает нас от всех остальных. Однако всё больше фактов убеждают в том, что и человеку неандертальскому тоже были присущи зачатки абстрактного мышления. Искра сознания брезжила и в его голове, побуждая, например, покрывать каменные глыбы своеобычными рисунками.

В пещере Горхэм на восточном побережье Гибралтара на протяжении тысячелетий устраивали стоянки неандертальцы. Многочисленные орудия труда, остатки еды и человеческие кости, найденные здесь, много чего могут рассказать о наших «кузенах».

О, эти пещеры, затерянные в далёких южных странах! Сколько волшебных историй связано с ними! Отшельники и пираты, волшебники и разбойничьи атаманы – все они непременно в уединённых гротах припрятывали свои клады. И в пещере Горхэм в 2014  году нашли «сокровище». Только смысл его понятен лишь антропологам. Это рисунок, процарапанный на скале. Точнее, на каменном выступе высотой 40 сантиметров в полу пещеры, похожем на стол. На его «столешнице» видны несколько линий, глубоко врезавшихся в камень. Линии пересекаются друг с другом, образуя узор из крестиков. Самая большая линия протянулась на 15 сантиметров. Конечно, такой узор мог возникнуть и естественным путём. Или всё-таки оставлен людьми? Может быть, они разделывали тушу животного на этом камне и своими орудиями прочертили в нём эти бороздки? Или рисовали их обдуманно?

Александр Волков

Фотография — shutterstock.com ©

Продолжение читайте в апрельском номере (№4, 2016) журнала «Чудеса и приключения»