shutterstock_92289586В огромном жизненном пространстве между ханжеством и пьянством находятся люди, считающие вино радостью жизни.

 Накормит, напоит, согреет

Ветхозаветная история рассказывает, как после годового пребывания в бурных водах всемирного потопа ковчег праведника Ноя, вместе с семьёй, взятыми в плавание животными и растениями, наконец причалил к выступившим из воды Араратским горам. Ной «…начал возделывать землю и насадил виноградник…»

От первой виноградной лозы, взятой из рая, пошли на земле виноградники. Народ Библии считал лозу источником жизни. При засушливом климате и недостатке хорошей воды вино стало настоящим спасением от жажды в мире, не знавшем других напитков. Кроме того, оно было полезнее и безопаснее той воды, что черпали из источников, откуда поили и домашних животных.

Горы Израиля по сей день сохранили высеченные в камне гаты – первые винодавильни. Самые примитивные выглядят как простые углубления, где отжимали и отстаивали виноград. Более сложные состоят из двух чаш – в верхней давили ягоды, в нижнюю стекал сок.

В древности виноград мяли ногами. Ягоды с лозы брали немытыми, а вот ноги перед деликатной работой полагалось вымыть. По мере отстаивания и брожения сок стекал в нижний чан.

Для придания вкуса вино выдерживали годами, много раз переливая из одного меха в другой, сдабривая пряностями и благовониями. Более ценным считалось красное, а палестинское, саронское, кармельское вина отличались особо.

Растить виноград было непросто. Прежде всего землю освобождали от камней, на склонах гор возводили террасы, огораживая их так, чтобы стекающие потоки вод не смывали землю и растения. В центре виноградника строили сторожевую башню, охраняя его от диких животных и грабителей. Часто его разбивали рядом с домом, и библейское выражение «Сидеть под своей виноградной лозой», означавшее благосостояние, мир и радость в семье, приобретало буквальный смысл.

Виноград был поистине универсальным продуктом. В период созревания ягод сочные грозди ели свежими. В сезон сбора урожая закрома наполнялись высушенными плодами – изюмом. Для хозяек спрессованный изюм был практичным и удобным продуктом, поскольку не требовал особых условий хранения. Путешественники, торговцы, воины и пастухи брали его в долгие путешествия.

Другой популярной сладостью в древнем мире, ещё не знавшем сахара, были виноградные лепёшки – древняя пастила. Её получали из уваренного сусла, оставшегося после приготовления вина.

Перебродившее вино становилось уксусом, его использовали для сохранения продуктов и как специю. Шли в дело и виноградные листья: в них варили и запекали самые разные продукты. Сухие виноградные ветки хорошо горели – их использовали для обогрева дома. Поистине виноградник кормил, поил и грел.

Но и это не всё. Древние медицинские трактаты сохранили рецепты настоек и микстур, приготовленных на вине. Для лечения наружных болезней использовались раздавленные виноградные ягоды, внутренних – смешанные в разных пропорциях травы, корни, листья растений, настоянные на вине.

 Оставь сироте

Иудейская религия считала вино подарком Творца. Ни одна религиозная церемония не обходилась без напитка, разделявшего будни и праздники, проводившего границу между высоким и житейским. Сохранившиеся древние традиции как машина времени переносят нас в библейские времена.

Для выращивания, сбора и переработки винограда были строгие законы. У виноградников запрещалось сеять злаки, а каждый седьмой год земле полагался отдых – он назывался юбилейным. Весь урожай оставался в садах и в полях, где хозяйничали птицы, звери и бедные люди. Кстати, существовало правило оставлять часть винограда на ветках – «не собирай остатков за собой: пусть останется пришельцу, сироте и вдове».

Ирина Винокурова

Фотография — shutterstock.com ©

Продолжение читайте в сентябрьском номере (№9, 2015) журнала «Чудеса и приключения»

Теги: , ,