Паганини paganini-niccolo-geiger-kersting
Никколо Паганини. 1830—1831 гг. Художник Георг Фридрих Керстинг

 

175 лет назад умер Никколо Паганини, игрой на своём инструменте он был способен довести людей до восторга и безумия

 Царица музыки

Веками скрипку считали царицей музыки. В чём секрет её дивного голоса? И почему музыканты способны так сильно воздействовать на публику?

По преданию, прекраснейшие инструменты получались только тогда, когда для каждой детали брали единственно подходящий сорт дерева. Например, верхняя дека делалась только из тирольской ели, причём той, на которую больше садились птицы. Дерево прослушивали стетоскопом, чтобы убедиться в его достаточной певучести. Спиливали только зимой, осторожно опуская на землю, чтобы не повредить. Для самого инструмента из всего ствола брали только кусок у комля (у корней), а единственно возможная форма создавалась с точностью до десятых долей миллиметра.

При малейшей небрежности скрипка петь отказывалась. На её «тело», как на икону, накладывалось множество тончайших слоёв отборного естественного грунта, от которого тоже зависела красота её голоса. Секрет грунта, как и состав лака, знал только глава семейства мастеров. Если сыновья-преемники были корыстны и ленивы, мастер уносил его в могилу. Самое удивительное, что звучание знаменитых итальянских скрипок через десятки и даже сотни лет становилось всё прекраснее.

Но немногие способны извлечь все красоты из рукотворного чуда. Один из таких искусников – профессор Московской консерватории Владислав Иголинский.

 – Если «всяк дар совершен свыше есть», то почему гений Паганини называли демоническим?

– Паганини доводил публику чуть ли не до безумия. Когда молодой Ференц Лист впервые услышал его игру во Франции, он поклялся достичь такого же совершенства на рояле. По словам Шуберта, Паганини за один вечер возносил слушателей до небес и низвергал в ад! Такую амплитуду – от восторга до оцепенения – выдерживала не всякая психика. Паганини завладевал душами беспрепятственно. Поэтому ему приписывали демонизм.

 – Как вы думаете, что вывело его на такие вершины?

– Страдание и чувство неудовлетворённости. Отец рано захотел сделать из него великого скрипача, добивался результата всеми немыслимыми способами. А ведь мальчик был слаб здоровьем, психически неуравновешен, но божий дар в сопряжении с изуродованным детством, очевидно, дал такой феномен. Дело не только в скорости его игры и невероятной технике. Ему удалось вскрыть глубокий пласт музыкального переживания.

 – Скрипки Страдивари, Амати, Гварнери не имеют равных по красоте звука и по сей день. Почему всё это – Италия?

– Возможно, причина в особом приморском климате и в природе, рождающей «поющие деревья», людей с тонким музыкальным слухом, с особыми вокальными способностям и художественным воображением. Мне посчастливилось много лет играть на уникальных скрипках знаменитых итальянских мастеров Гварнери, Гваданини, Тесторе. Каждая отличалась богатейшим и своеобразным тембром, секрет которого не разгадан до сих пор, а звучание подобно чуду.

 – Почему вашего учителя Леонида Когана называют новатором инструментального мастерства ХХ века?

– Леонид Коган – один из величайших скрипачей нашей эпохи. Как и его кумир Никколо Паганини, он вновь раздвинул рамки исполнительства. Ведь в XIX веке сохранялась некая салонность исполнения, нужды в огромных залах не было. С их появлением возникла необходимость в ином звуковом масштабе. Леониду Борисовичу удалось добиться необыкновенной мощи и глубины звучания.

 – А магия звука?

– Можно научиться играть очень бегло, но на сольном концерте необходимо держать публику в напряжении целых два часа! Если ребёнка заставлять заниматься по десять часов в день, и, кроме этого, он ничего не видит, не слышит и не познаёт, он вырастет малообразованным и художественно недоразвитым человеком. После пяти минут выступления на сцене он станет неинтересен. Большая сцена требует большой личности. Через звуки слушателям передаётся и духовное богатство исполнителя. 

Нина Яхонтова

Продолжение читайте в майском номере (№5, 2015) журнала «Чудеса и приключения»

Теги: , ,