shutterstock_228628060 театр теней

Где-то по этим коридорам бродят знаменитые призраки. Гранд-опера. Париж

Вероятно, особая эмоциональная атмосфера в театрах пробуждает к жизни тени давно минувшего.

 На развалинах римского Колизея в средние века появлялась тень огромной обезьяны. По преданию, горилла погибла во время одного из гладиаторских боёв – сражения с животными в Древнем Риме были обычным делом. С её тенью сталкивались в основном те, кто по ночам разбирал стены Колизея на камни для нужд собственного строительства. При свете факелов люди видели, как фантом бродит по амфитеатру. Рассказывали, что те, кого тень накрывала, бесследно исчезали!

 Не приведи Бог сесть в ложу № 5

Бесспорно, самым знаменитым театральным призраком стал так называемый призрак Оперы. Прописан он в парижской Гранд-опера, которая до 1970-х годов была крупнейшим оперным театром Европы. Строительство его едва не сорвалось из-за подземных вод, скапливавшихся под фундаментом. Архитектор Шарль Гарнье нашёл в конце концов выход – отгородиль подвальные помещения двойной стеной. Именно в ней разместил свою вымышленную «комнату пыток» Гастон Леру, автор знаменитого романа «Призрак Оперы», по которому потом сняли несколько фильмов и поставили мюзикл.

Однако призрак в Гранд-опера – не авторский вымысел. Таинственное привидение по сей день появляется в одной из лож. Кем был этот несчастный при жизни, никто не знает. В книге Леру это человек из плоти и крови, безобразный, внушающий ужас злодей Эрик, но большинство исследователей убеждены, что в реальности речь идёт о мистической сущности. Более того, в контрактах директоров театра всегда присутствует пункт о запрете сдавать зрителям ложу № 5 в первом ярусе – фантом обычно появляется именно там вскоре после начала спектакля. Не приведи Бог, если в ложе в этот момент находится ещё кто-то!

В 1896 году в Опере давали «Фауста». Когда примадонна Карон, исполнявшая роль Маргариты, произнесла реплику: «О тишина! О счастье! Непроницаемая тайна!», с потолка в зрительном зале вдруг сорвалась массивная хрустальная люстра. По непонятной причине один из противовесов, поддерживавших эту семитонную махину, оборвался. По случайности погибла только одна женщина, консьержка мадам Шомет, пришедшая специально послушать пение Карон. Происшествие до сих пор приписывают проделкам призрака Оперы (у Гастона Леру это один из ключевых эпизодов романа).

Нет ничего удивительного в том, что фантом так привязан к месту, ведь здание театра построено в явно аномальной зоне. Места, где грунтовые воды вырываются из-под земли, всегда бывают патогенными. К тому же и история здания непростая: в 1871 году в его подвалах казнили коммунаров, а годом спустя там приключился страшный пожар.

Drury_lane_interior_1808

Королевский театр в Лондоне на Друри-Лейн

 …и галантно снял шляпу!

Ещё один рассадник привидений – Королевский театр в Лондоне на Друри-Лейн. Он был основан в 1663 году. Правда, его нынешнее здание построено в 1812-м, но тем не менее.

Самый известный из здешних обитателей – Человек в сером. Вот уже более 200 лет незнакомец в бриджах, сюртуке и шляпе-треуголке появляется в зрительном зале, чтобы, прошествовав по проходам между креслами, исчезнуть в стене. Иногда его видят сидящим в зрительском кресле. И что интересно, видят его только актёры или заядлые театралы. Существует поверье, что появление Человека в сером перед спектаклем сулит успех.

Как-то, столетие назад, в театре обнаружили потайную комнату, а в ней – человеческий скелет и нож, торчащий между его рёбрами! Тут же родилась версия, что при жизни таинственный дух в треуголке был театральным завсегдатаем, имел неосторожность влюбиться в актрису и был заколот её прежним возлюбленным…

В одной из гримёрных театра порой возникает лицо известного комедийного танцовщика Дэна Лино. Говорят, при жизни он пользовался именно этой гримёркой. А иногда его невидимый призрак скользит по сцене, оставляя за собой шлейф аромата лаванды, – при жизни актёр выливал на себя огромное количество душистой воды.

В Лондоне же, неподалёку от театра «Аделфи», встречают фантом актёра Уильяма Терриса, убитого 16 декабря 1897 года своим коллегой Ричардом Принсом из зависти. Известно, что Террис скончался на руках своей возлюбленной. Впервые его призрак появился в 1928 году. Один из зрителей, заядлый театрал, заметил стоящую у стены полупрозрачную мужскую фигуру. Он опознал в ней некогда очень популярного актёра. Потом фантом являлся запоздалым прохожим неподалёку от здания театра. Рассказывают, что в 50-х годах прошлого века на платформе станции «Ковент-Гарден» поздними вечерами стал появляться рослый незнакомец в низко надвинутой шляпе с высокой тульей и в плаще старомодного покроя. Те, кому довелось с ним столкнуться, уверяли, что слышали, как он глухим голосом бормочет строчки из Шекспира. Обычно его принимали за сумасшедшего. Но как-то он забрёл в каптёрку, где сидели рабочие-ремонтники. Прежде чем они успели поинтересоваться, что незваному гостю надо, незнакомец представился: «Уильям Террис, трагик театра „Аделфи“!» – и галантно снял шляпу. И тут рабочие увидели, что у пришельца… нет головы! Не помня себя, бросились они вон из каптёрки. Фантом появляется на станции и в наши дни.

В театре «Колизеум» можно встретиться с привидением солдата, погибшего в Первую мировую. Говорят, он пришёл сюда в последний вечер перед своей гибелью. И с тех самых пор в каждую годовщину этой даты его несчастная душа занимает место в бельэтаже… А театр «Сэдлер Уэллз» стал пристанищем фантома актёра-комика итальянского происхождения Джозефа Гримальди по прозвищу Клоун Железные Ноги. Он играл во многих лондонских театрах, но карьеру начал именно в «Сэдлер Уэллз». Потому, наверное, и решил обосноваться там. Его лицо в клоунском гриме время от времени появляется то в одной, то в другой ложе, пугая актёров и зрителей.

Алиса Коонен

Алиса Коонен

 Нет, мы не родина слонов

Но призраки оккупировали и московские театры. Говорят, по старому зданию МХАТа бродит сам Константин Сергеевич Станиславский. Он имеет обыкновение что-то недовольно ворчать себе под нос. Очевидцы замечали, что иногда мэтр спотыкается…

В 1950 году был закрыт московский Камерный театр, основанный в 1914-м Александром Яковлевичем Таировым. Часть его труппы вошла в состав Московского драматического театра имени А.С. Пушкина, а здание театра на Тверском бульваре решили перестроить. Подмостки возвели прямо над погостом церкви Иоанна Богослова, на месте кабинета режиссёра и основателя театра появился туалет. Тогда, по преданию, оскорблённая супруга Таирова и ведущая актриса Камерного театра Алиса Георгиевна Коонен произнесла слова проклятия…

После её кончины (в 1974 году) в театре началась чертовщина: сами собой трескались зеркала, гасли люстры, новые постановки оказывались неудачными, публика не шла. Сотрудники время от времени сталкивались в коридорах с призраком актрисы или видели её прозрачный силуэт в зале в последних рядах, что всегда предвещало провал очередного спектакля. Но однажды во время представления на сцену вылетела огромная бабочка необыкновенной красоты. Она покружилась над сценой и исчезла в кулисах. Решили, что это душа Алисы прощалась с театром. Ведь с тех пор вся чертовщина прекратилась, и дела пошли успешнее. Правда, в пустых тёмных коридорах театра порой раздаются лёгкие шаги… А вот если мелькнёт вдруг силуэт мужчины в чёрном фраке, значит, ждите смены руководства. Потому что мужчина в чёрном – сам Таиров.

Ирина Шлионская

Фотография — shutterstock.com ©

 

Теги: , , ,