Сокровенные знания шаманов ещё пригодятся потомкам.

 

Зачем шаману транс

«В бесконечное пространство отправляюсь я, где на небесных тропах повстречаюсь с Высшей Силой. Силы небесных сфер пусть на помощь мне поспешат...»

Эти строки из книги чукотского писателя Юрия Рытхэу «Последний шаман» написаны много лет назад. Но и по сей день древнейшие традиции живы не только у народов Крайнего Севера или в отдалённых районах Южной Америки, но и в урбанистических обществах, например, в Южной Корее. Так, в многомиллионном Сеуле работают сотни шаманов и шаманок, деятельность которых органично вписывается в социальный контекст.

Шаманскую культуру изучают этнографы, антропологи и психологи многих университетов мира. Учёные постигают шаманскую картину мира, связанную с духовным полем предков, растений и стихий, влияющих на установление гармонии внутри человека и всего сообщества.

Все этносы, культивирующие шаманскую картину мира, объединяет единый взгляд на структуру Вселенной. По их представлениям, она состоит из Нижнего, Верхнего и Среднего миров, сообщающихся в ритме постоянного обновления.

Второй постулат: всё на свете – и живое, и неживое – обладает душой и связано со всем сущим, видимым или невидимым. А связь с видимым земным миром человека и всеми остальными мирами помогает осуществлять шаман – человек, отмеченный особым призванием и прошедший специальный курс ученичества.

Шаман может по собственному усмотрению менять состояния сознания и переходить из одного мира в другой. Вне времени и пространства может вплетаться в живую сеть, объединяющую всё сущее во Вселенной и всю её информацию, и приводить в равновесие силы, воздействующие на человека. Всё это он совершает в состоянии экстатического транса.

Выйти за пределы себя

«Горячие волны тепла пробегают у меня по всему телу, я тону в потоках голубизны разных оттенков, которая затем превращается в ослепительный оранжевый цвет. Затем я взмываю высоко в воздух и вижу под собою землю – дневную и ночную…»

Так описывала состояние своего экстатического транса Фелиситас Гудмэн (1914–2005), доктор антропологии, профессор университета штата Огайо.

Гудмэн занималась антропологическим исследованием глоссолалии – говорения одного из племён Мексики на неведомых языках (см. «ЧиП» №1, 2013. – Ред.). Согласно её исследованиям, глоссолалия – одна из форм транса одержимости. Затем внимание доктора Гудмэн привлекли древние произведения искусства: статуэтки возрастом в несколько тысяч лет и первобытные образцы пещерной живописи. Они изображают людей в странных, необычных позах.

И вот однажды в поисках приёма, позволяющего войти в состояние транса, Фелиситас Гудмэн пришла к следующему выводу. Если принять одну из ритуальных поз, изображённых на древних статуэтках, и сопроводить её ритмической стимуляцией, например, звуками погремушки, барабана или бубна частотой 210 ударов в минуту, то состояние сознания изменяется: наступает транс, который учёные называют «состоянием перехода». Снимаются фильтры нашего восприятия, позволяя проникнуть в пространства, которые можно увидеть лишь выходя «за пределы себя».

Для баланса тела, души и духа

Когда принятие определённой позы поддерживается ритмической стимуляцией, в организме человека происходят удивительные изменения. В том числе появляется знаменитая сладостность, о которой неоднократно упоминали мистики.

Ритм частотой 210 ударов в минуту является раздражителем, позволяющим преодолевать блокировку нервной системы: наступает познавательное переживание, в котором участвуют все телесные чувства. У многих туземных народов состояние транса является признанным методом для поддержания или восстановления баланса тела, души и духа.

Исследования французского психолога Эрики Бургиньон показали, что почти в 500 сообществах, практикующих шаманизм, известен как минимум один путь к переживанию изменённых форм сознания. А доктор Фелиситас Гудмэн пришла к выводу, что при погружении в транс с помощью одной из ритуальных поз мы можем изменённым взором распознать взаимосвязи, организующие жизнь, и мобилизовать дремлющие в нас исцеляющие силы. Она любила повторять, что транс – это целительное явление.

За 30 лет изучения экстатического транса соратники Гудмэн исследовали 80 положений тела, изображённых на древних статуэтках, и сделали заключение: все они вызывают мощное трансовое воздействие, а открытие нашими далёкими предками этих поз стало определяющим этапом в эволюции человека.

Как родилось искусство

По общепринятой версии, предшественники нашего вида появились в Африке примерно четыре с половиной миллиона лет назад, после чего началось его постепенное медленное развитие. Но 100 тысяч лет назад наши предки неожиданно начали создавать то, что мы, современные люди, называем искусством. Свидетельства этого своеобразного скачка появились по всему миру примерно в одну и ту же эпоху. Почему?

Возможный ответ предложила совсем иная область исследований. Люди, страдающие эпилепсией, часто говорят о религиозных переживаниях, переносящих их в иные сферы. Не так давно медики из Калифорнийского университета (Сантьяго) сообщили, что нашли в правой передней доле мозга больных эпилепсией структуру, отвечающую за религиозные переживания. А присоединившиеся к медикам антропологи взяли на себя смелость предположить, что именно в тот период времени, когда у доисторического человека развилась эта часть мозга, вызывающая изменённое состояние сознания, и появилось искусство.

Эта же часть мозга дала возможность пробуждающемуся Homo sapiens покидать обычную действительность и переходить в иную реальность – обитель духов. Эта иная реальность служила людям источником знаний: помогала открывать новые лекарственные растения, устанавливать контакт с душами умерших, восстанавливать здоровье, как это и сейчас происходит у многих шаманов, умеющих входить в экстатический транс.

О том, как вызывался транс у наших предков, учёные знают мало. Возможно, они пользовались психотропными растениями. Ещё со времен палеолита сохранились изображения мухомора. Свою роль играла и ритмическая стимуляция. Наконец, из эпохи охотников до нас дошли фигурки в разных ритуальных позах.

Древнейшая из известных – статуэтка женщины с горы Гальгенберг (Австрия), изготовленная за 30 тысяч лет до н.э. Она изображает женщину, необычная поза которой требует немалого физического напряжения. Считается, при таком положении тела шаман способен пронестись через весь Космос – через Нижний, Средний и Верхний миры.

В Институте Фелиситас Гудмэн, имеющем филиалы во многих странах мира, в том числе и в России, много лет изучаются позы древних фигурок, организуются тренинги, проводится новое атрибутирование известных артефактов. Так, общеизвестные палеолитические фигурки пышнотелых женщин больше не обозначаются термином «венера» – им приписываются функции вхождения в транс.

 

 

Мышцы управляют сознанием?

Доктор Гизельхер Гутманн из Венского университета провел исследования мозга во время транса, вызванного звуковым ритмом при принятии соответствующей позы. Не вдаваясь в детали исследования потенциалов мозга, выработки бета-эндорфинов, снижения кортизола и адреналина в организме испытуемого, скажем лишь о результатах исследований, которые впервые перекинули мостик между тысячелетним опытом наших предков и современной технологией.

Оказывается, напряжение скелетных мышц – мощнейшее средство управления сознанием. С помощью этого средства хорошо тренированный человек может вызывать колоссальные изменения напряжённости постоянного тока в мозге, сохраняющиеся несколько минут. Исследование подтвердило: усиленное давление на определённую часть тела, напряжение или расслабление каких-либо мышц влияет на происходящее во время транса. Поза служит системой управления сознанием!

А специалист по музыкальной психотерапии из клиники Гейдельбергского университета С. Риттнер и нейролог Й. Фахнер выявили, что при звуках погремушки или бубна с частотой 210 ударов в минуту происходят существенные изменения электроэнцефалограммы людей, переживающих экстатический транс.

Погремушка как символ миров

Многочисленные находки, относящиеся к эпохе палеолита, свидетельствуют, что нашим предкам, обитавшим в Европе, была хорошо известна сила воздействия барабанных вибраций и ритма.

Погремушки, найденные в археологических раскопах, были сделаны из когтей и зубов животных, раковин, семян, зёрен, орехов и плодов. Внешняя форма погремушки символизирует три мира: рукоятка, которую обхватывает ладонь, соответствует Нижнему миру; центральная часть – Среднему, а конец стержня, выходящий из тела погремушки – Верхнему.

В некоторых странах Европы глиняные погремушки, относящиеся к бронзовому веку, были выполнены в форме птицы. Такими до сих пор пользуются шаманы некоторых туземных культур. Считается, что они использовались для смещения фильтров восприятия, для защиты, призывая духовные сущности и энергии, а также для лечения больных.

Как правило, для очищения и для того, чтобы обеспечить сопровождение и защиту во время транса проводятся воскурения с шалфеем, полынью, растительными эссенциями, имеющими целительную силу.

Что может женщина-змея

После смерти Фелиситас Гудмэн её преемницей стала Нана Наувальд, немецкая художница и писатель. Продолжается изучение ритуальных поз, проводятся лекции и тренинги. Бывает, что во время экстатического транса открываются какие-то особенности той культуры, в недрах которой возникла эта поза.

Например, глиняная фигурка «Женщина-змея» (4500–5000 гг. до н.э.) высотой 14,5 см была найдена на Крите в 1934 году. Такая поза, сопровождаемая звуками погремушки или бубна, помогает регенерировать жизненную силу, понимать законы жизненного цикла, устанавливать контакт со змеями.

Статуя мужчины (2500 г. до н.э.) выполнена из песчаника, её высота 1,5 м. Она была найдена в 1962 году возле Штутгарта в кургане захоронения высокопоставленного воина. Эта поза позволяет переживать переход от одного жизненного этапа к другому, сопровождать умирающих, устанавливать контакт с ушедшими в мир иной.

Фигурка «Мочикская ясновидящая» (400 г. н.э.) относится к культуре вымерших индейцев мочика на северном побережье Чили. Эта культура не оставила письменных памятников, однако тысячи найденных керамических предметов свидетельствуют о том, что данному племени были доступны невидимые реальности, мир духов и предков. Поза фигурки помогает получить ясные чёткие ответы на трудные вопросы, пребывать вне времени, сопровождать души умерших.

В настоящее время тысячи людей во всем мире открывают для себя сокровенные знания далёких предков о множественных реальностях, постигая многообразные миры сознания.

Людмила Боровикова