Сокровенные знания шаманов ещё пригодятся потомкам

Мужчина из Хиршландена. Статуя из песчаника.
2500 г. до н.э. Вюртемберг, Германия. Эта поза позволя-
ет устанавливать контакт с умершими

Зачем шаману транс

«В бесконечное пространство отправляюсь я, где на небесных тропах повстречаюсь с Высшей Силой. Силы небесных сфер пусть на помощь мне поспешат...»

Эти строки из книги чукотского писателя Юрия Рытхэу «Последний шаман» написаны много лет назад. Но и по сей день древнейшие традиции живы не только у народов Крайнего Севера или в отдалённых районах Южной Америки, но и в урбанистических обществах, например, в Южной Корее. Так, в многомиллионном Сеуле работают сотни шаманов и шаманок, деятельность которых органично вписывается в социальный контекст.

Шаманскую культуру изучают этнографы, антропологи и психологи многих университетов мира. Учёные постигают шаманскую картину мира, связанную с духовным полем предков, растений и стихий, влияющих на установление гармонии внутри человека и всего сообщества.

Все этносы, культивирующие шаманскую картину мира, объединяет единый взгляд на структуру Вселенной. По их представлениям, она состоит из Нижнего, Верхнего и Среднего миров, сообщающихся в ритме постоянного обновления.

Второй постулат: всё на свете – и живое, и неживое – обладает душой и связано со всем сущим, видимым или невидимым. А связь с видимым земным миром человека и всеми остальными мирами помогает осуществлять шаман – человек, отмеченный особым призванием и прошедший специальный курс ученичества.

Шаман может по собственному усмотрению менять состояния сознания и переходить из одного мира в другой. Вне времени и пространства может вплетаться в живую сеть, объединяющую всё сущее во Вселенной и всю её информацию, и приводить в равновесие силы, воздействующие на человека. Всё это он совершает в состоянии экстатического транса.

Выйти за пределы себя

«Горячие волны тепла пробегают у меня по всему телу, я тону в потоках голубизны разных оттенков, которая затем превращается в ослепительный оранжевый цвет. Затем я взмываю высоко в воздух и вижу под собою землю – дневную и ночную…»

Так описывала состояние своего экстатического транса Фелиситас Гудмэн (1914–2005), доктор антропологии, профессор университета штата Огайо.

Гудмэн занималась антропологическим исследованием глоссолалии – говорения одного из племён Мексики на неведомых языках (см. «ЧиП» №1, 2013. – Ред.). Согласно её исследованиям, глоссолалия – одна из форм транса одержимости. Затем внимание доктора Гудмэн привлекли древние произведения искусства: статуэтки возрастом в несколько тысяч лет и первобытные образцы пещерной живописи. Они изображают людей в странных, необычных позах.

И вот однажды в поисках приёма, позволяющего войти в состояние транса, Фелиситас Гудмэн пришла к следующему выводу. Если принять одну из ритуальных поз, изображённых на древних статуэтках, и сопроводить её ритмической стимуляцией, например, звуками погремушки, барабана или бубна частотой 210 ударов в минуту, то состояние сознания изменяется: наступает транс, который учёные называют «состоянием перехода». Снимаются фильтры нашего восприятия, позволяя проникнуть в пространства, которые можно увидеть лишь выходя «за пределы себя».

Мочикская ясновидящая. Около 400 г. н.э. Северное
побережье Перу. Поза позволяет получить ответы
на трудные вопросы

Для баланса тела, души и духа

Когда принятие определённой позы поддерживается ритмической стимуляцией, в организме человека происходят удивительные изменения. В том числе появляется знаменитая сладостность, о которой неоднократно упоминали мистики.

Ритм частотой 210 ударов в минуту является раздражителем, позволяющим преодолевать блокировку нервной системы: наступает познавательное переживание, в котором участвуют все телесные чувства. У многих туземных народов состояние транса является признанным методом для поддержания или восстановления баланса тела, души и духа.

Исследования французского психолога Эрики Бургиньон показали, что почти в 500 сообществах, практикующих шаманизм, известен как минимум один путь к переживанию изменённых форм сознания. А доктор Фелиситас Гудмэн пришла к выводу, что при погружении в транс с помощью одной из ритуальных поз мы можем изменённым взором распознать взаимосвязи, организующие жизнь, и мобилизовать дремлющие в нас исцеляющие силы. Она любила повторять, что транс – это целительное явление.

За 30 лет изучения экстатического транса соратники Гудмэн исследовали 80 положений тела, изображённых на древних статуэтках, и сделали заключение: все они вызывают мощное трансовое воздействие, а открытие нашими далёкими предками этих поз стало определяющим этапом в эволюции человека.

Как родилось искусство

По общепринятой версии, предшественники нашего вида появились в Африке примерно четыре с половиной миллиона лет назад, после чего началось его постепенное медленное развитие. Но 100 тысяч лет назад наши предки неожиданно начали создавать то, что мы, современные люди, называем искусством. Свидетельства этого своеобразного скачка появились по всему миру примерно в одну и ту же эпоху. Почему?

Людмила Боровикова

Продолжение читайте в апрельском номере (№04, 2014) журнала «Чудеса и приключения»

Теги: , , , , ,