Daguerreotype_Daguerre_Atelier_1837Фотографию изобрели двое, но имя только одного из них внесено в список величайших учёных Франции. Почему?

 Первая диорама

Луи Дагер родился 18 ноября 1787 года в городке Кормей-ан-Паризи, что под Парижем. Школьного образования он практически не получил, а в 13 лет отец отдал его в ученики к архитектору. В 1804 году, когда Дагеру-младшему исполнилось 16, он же отвёз его в Париж и устроил учеником в мастерскую живописца и театрального декоратора Деготти.

К моменту учёбы у Деготти молодой человек уже знал законы перспективы, собственно, поэтому известный декоратор и взял его к себе. Природный дар художника сразу выделил работы Дагера, его стали отмечать критики. В частности, создали ему известность замечательные занавесы, сделанные им для театров «Амбигю» и «Опера». Но особую славу стяжал он изобретением диорамы. Это было настоящее чудо на сцене: сидящие в зале зрители могли увидеть какой-нибудь огромный собор снаружи, а потом вдруг оказаться внутри него. Для создания подобного эффекта писались огромные картины на двух сторонах прозрачного занавеса из коленкора или какой-либо другой материи. Причём на каждой картине были изображения одних и тех же предметов — всё дело в направляемых лучах.

Чтобы упростить работу при создании таких огромных картин, Дагер использовал камеру-обскуру (от латинского camera obscura – «тёмная комната»), то есть простейший вид устройства, позволявший получать оптическое изображение объектов. Камера представляла собой светонепроницаемый ящик с отверстием в одной из стенок и с экраном (матовым стеклом или тонкой белой бумагой) на противоположной стенке. Лучи света, проходя сквозь отверстие диаметром приблизительно 0,5–5 мм, создавали перевёрнутое изображение на экране.

В итоге изучение потрясающей игры соединений света и теней привело Дагера к вопросу: а нельзя ли зафиксировать изображения, получаемые в камере-обскуре?

Изобретатель провёл огромное количество опытов, экспериментируя с химическими веществами, а потом узнал о существовании Жозефа-Нисефора Ньепса, который занимался примерно тем же самым. Это был малоизвестный труженик, родившийся в 1765 году и проживавший в Бургундии.

 «Вид из окна» 1826 года

В 1816 году Ньепс начал работать над получением фотографического изображения. Изначально им использовалась серебряная соль, которая чернела при контакте с дневным светом. Ньепс сумел получить негатив, однако при высвобождении серебряной соли из камеры весь снимок чернел. Потом изобретатель пытался использовать медную или известняковую пластинку, покрытую тонким слоем асфальта. Ньепс брал порошкообразный асфальт и растворял его в лавандовом масле. И этим раствором с помощью тампонов из тонкой кожи он натирал разные подложки – стекло, цинковые пластинки, литографический камень и т.д. В результате, примерно в 1822 году, он впервые зафиксировал изображение. Получился «Накрытый стол», но, к сожалению, изображение не дошло до нас.

Поэтому первой в истории фотографией считается снимок «Вид из окна», полученный Ньепсом в 1826 году. Он был сделан с помощью камеры-обскуры на оловянной пластинке, покрытой тонким слоем асфальта. Экспозиция длилась восемь часов при ярком солнечном свете. Снимок Ньепс так и назвал – гелиография (солнечный рисунок). Преимущество этого метода заключалось в том, что изображение получалось рельефным (после протравливания асфальта) и его легко можно было размножить.

 Знакомство одержимых

И вот Дагер нашёл этого изобретателя. Однако Ньепс довольно сухо принял его похвалы. «Нашёлся парижанин, – ворчал он. – Хочет выведать мой секрет!» Он долго уклонялся, но всё же отправил Дагеру посылку с письмом следующего содержания: «Шалон-сюр-Сон, 4 июня 1827 года.

Милостивый государь, почти одновременно с этим письмом вы получите оловянную доску, гравированную моим гелиографическим способом, и один оттиск с этой доски, сделанный, впрочем, весьма неудачно. Из этого вы можете заключить, как необходима для меня ваша снисходительность, и что я решился отправить к вам эту посылку единственно для удовлетворения вашего желания...» Далее Ньепс предлагал Дагеру делиться опытом и сообщать друг другу будущие изыскания.

Однако Ньепс напрасно ждал положительного ответа. Через два месяца ему понадобилось ехать в Англию. Проезжая через Париж, он впервые увиделся с Дагером. Они долго разговаривали, но Дагер так и не показал никаких результатов своих экспериментов.

Сергей Нечаев

Продолжение читайте в майском номере (№5, 2015) журнала «Чудеса и приключения»

Теги: , ,