Метаисторическая реальность и тонкие миры в древних цивилизациях Востока

Когда мы говорим о метаистории, о существах нечеловеческой природы, влияющих на судьбы людей, важно понимать их суть, поведенческие архетипы и формы контакта. Фольклор и мифология изобилуют множеством описаний подобных существ, историями о людях, вступивших в контакт с ними.

Это и популярные истории о фэри в кельтском и скандинавском фольклоре: феи, эльфы, баньши, тролли, гоблины и многие другие. Это и русские волшебные сказки, а также мифы и сказки народов Сибири, Индии, Китая, Тибета, Северной и Южной Америки.

В наши дни такие контакты облекаются в форму историй об НЛО, но даже поверхностный анализ показывает удивительную похожесть существ с НЛО и персонажей древних мифов.

Детальную классификацию этих существ мы находим в индуизме и буддизме. В её основе лежит понятие о шести мирах Сансары. Они расположены на разных уровнях вокруг многомерной оси горы Меру. Но в привычный нам трёхмерный мир проецируются только мир людей Земли и часть мира животных. Остальные расположены в других измерениях пространства.

Такие же кластеры миров Сансары привязаны к другим планетам и звёздным системам. Они не обязательно заселены живыми существами. Например, наша Луна представляет собой систему, средний слой которой давно вымер. Жизнь теплится лишь в нижних слоях. Воздействие этих слоёв мы особенно сильно ощущаем во время полнолуния и новолуния.

Трудно быть богом

Миры Сансары тесно связаны с реинкарнацией. Считается, что после очередной смерти любое существо может возродиться в одном из них. В каком именно, определяется индивидуальной кармой – цепями поступков и привязанностей в предыдущих жизнях.

С каждым из сансарических миров связывается одно из шести омрачений ума (клеш), или пагубных страстей, вызывающих бесплодную погоню за удовлетворением желаний, порождающих страдание, вовлекающих живые существа в цепь перерождений. В омрачениях коренятся истоки любой кармической проблемы. Это эгоизм, скудость ума, зависть, гордыня, неукротимые страсти и гнев.

Только в мире людей присутствуют и наслаждение, и страдание, что создаёт максимально благоприятные условия для духовной практики. С одной стороны, не давая расслабиться и впасть в праздную лень; с другой – оставляя силы и возможности для духовной трансформации. Но эти возможности мира людей используют далеко не все, хотя и в высших, и в низших мирах обитают просветлённые существа высочайшей духовной силы. И всё же рождение в мире людей считается наиболее благоприятным для духовной трансформации и освобождения от бесконечных кармических перевоплощений.

Как это ни покажется странным, и в мире богов, и в мире животных проявляется одна и та же из клеш. Это неведение. Только в мире богов неведение проявляется в форме забвения о природе реальности, смысле существования и, как следствие, эгоизма, гордыни. В результате огромные возможности, даваемые существованием в мире богов, остаются нереализованными, а долгая жизнь растрачивается на эгоистические удовольствия. Рано или поздно эта жизнь подходит к концу, и умирающий бог остаётся один, брошенный всеми. Он бесконечно страдает, понимая, что жизнь, полная удовольствия, закончена, благая карма растрачена и его ожидает рождение в одном из нижних миров, возможно в аду.

За пределами страстей человеческих

Особенность высшего мира Сансары, мира богов, состоит в том, что он населён также смертными существами, но живущими намного дольше людей. С человеческой точки зрения, они кажутся бессмертными. Высшие же боги находятся за пределами Сансары, в высших слоях реальности. В индуизме это Шива, Вишну и Брахма. В буддизме – Будда и его различные аспекты. Все они стоят за пределами человеческих страстей и сохраняются после очередного конца света, переходя в следующий мир.

Именно они приходят на помощь людям, когда наступает очередной кризис и человечество стоит на грани уничтожения. Чаще всего это делает Вишну, воплощаясь в одно из земных существ – людей или животных. На ранних этапах существования земного мира это были рыба, кабан, черепаха. Его последние аватары – это герой Рамаяна принц Рама, победитель демона Раваны.

В отличие от высших богов, обитатели сансарического мира дэвы смертны и подвержены низменным страстям: клеш. Соседний с ними мир населён воинственными титанами – асурами. Это тоже могущественные существа огромного роста, но уступающие по своим возможностям дэвам. Их основная беда – зависть и ревность. Отсюда постоянные войны с дэвами, в которых асуры, как правило, проигрывают. Дэвы и асуры тесно связаны с миром людей. От нас они получают жизненную энергию благодаря подношениям и жертвам, а сами, в свою очередь, влияют на человеческую цивилизацию, стараясь подчинить её своим целям, но помогая опекаемому народу в войнах, в преодолении кризисов, в достижении материального благополучия. Как правило, именно дэвы или асуры отражаются в божественных пантеонах большинства религий.

Евгений Файдыш, член корреспондент РАЕН

Продолжение читайте в июльском номере (№07, 2014) журнала «Чудеса и приключения»

Теги: , , , , ,