Его история не так проста: он появлялся на свет дважды

Карандашная фабрика. 1920 г.

Написал письмо – помой руки

Материал для письма от древних папирусов до бумаги человечество совершенствовало постоянно, а писчее орудие – гусиное перо – оставалось без особых изменений в течение многих столетий.

Тонкую серебряную проволоку, которую припаивали к ручке или хранили в специальном футляре, стали использовать для рисования и письма примерно с XIII века. Такой «серебряный карандаш» требовал высокого уровня мастерства, так как стереть написанное им было невозможно. А со временем серые штрихи превращались в коричневые.

«Свинцовый карандаш», оставлявший неброский, но достаточно чёткий след, часто использовали для подготовительных набросков при написании портретов (например, как художник эпохи Возрождения Сандро Боттичелли).

В XIV веке появился «итальянский карандаш». Вначале это был стержень из глинистого чёрного сланца. Затем его стали делать из порошка жжёной кости, скреплённого растительным клеем.

История хорошо всем известного графитового карандаша не так проста: он появлялся на свет как бы дважды. Первый раз в 1565 году в Англии.

Пастухи, пасшие свои стада вокруг озера Верхний Борроудейл в графстве Камберленд, заметили, что шерсть их овец становится чёрной от соприкосновения с местными скалами. Когда весть о пачкающих скалах распространилась достаточно широко, учёные решили, что в Камберленде на поверхность выходят залежи свинца.

В XVI веке уже предпринимались попытки писать обломками этого «свинца». А в 1565 году швейцарский учёный Конрад Геснер, посетив Камберленд, составил первое описание нового писчего приспособления.

По мере того как потребность в письменных документах росла, английское правительство проявляло всё более настойчивый интерес к Камберленду. В результате окрестности озера Верхний Борроудейл были огорожены, и начались горные разработки. Местные жители, сообразив, что на «свинце» можно хорошо заработать, занялись пиратским промыслом. Дошло до того, что в 1752 году парламент принял специальный закон, грозивший самыми серьёзными наказаниями за самовольную разработку месторождений.

Сначала камберлендские карандаши делались следующим образом: мастера вручную вытачивали из «свинца» стержни, а потом их по всей длине оборачивали тесьмой. Когда стержни исписывались, тесьму разматывали. Работа была очень кропотливой, каждый мастер за день мог изготовить всего 2–4 карандаша.

Драгоценный «свинец» с Британских островов запретили вывозить под угрозой смертной казни. Однако прошло немного времени, и вся Европа узнала и полюбила «свинец», который, конечно же, вывозили контрабандно. В немецком Нюрнберге уже в 1761 году предприимчивый делец Каспар Фабер (1730–1784) открыл первую фабрику, где «свинцовые» стержни заключали в деревянную оболочку, чтобы писать, не пачкая рук. Новшество очень понравилось, и с этого момента карандаш приобрёл почти такой же вид, какой он имеет сейчас.

Нюрнбергские карандаши продавались по более низкой цене, чем английские, и связано это было с тем, что их производители прибегали к разным хитростям: например, качественный стержень вставляли лишь в концы деревянного корпуса, а середину заполняли низкокачественным искусственным или вообще оставляли пустой. Это, конечно, подрывало репутацию нюрнбергского товара.

Самый старый карандаш. 1630 г.

Кстати, самый старинный из известных ныне карандашей был найден под крышей одного немецкого дома, построенного в 1630 году. Считается, что им пользовался кровельщик. Карандаш очень напоминает наш современный, он хранится в коллекции компании Faber-Castell. (Компания была создана Каспаром Фабером в 1761 году в местечке Штайн под Нюрнбергом. А через восемьдесят лет его потомок барон Лотар фон Фабер дал карандашу своё имя, разработал стандарты его длины и диаметра графита, превратив изделие в высококачественный продукт.)

Лишь в конце XVIII века химики выяснили, что так называемый «свинец», идущий на стержни, на самом деле разновидность угля, и назвали его графит (от греческого grapho – пишу). Карандаши с качественным графитом в Европе стоили очень дорого.

Второе рождение

Графитовые залежи Камберленда снабжали сырьём всю Европу. Но грянула Великая французская революция, за ней – война, и поставки графита на континент прекратились. Французский Конвент, озабоченный сложившимся положением, обратился за помощью к известному уже тогда учёному-изобретателю Николя-Жаку Конте.

Он родился в местечке Сен-Сенери в Нормандии, в семье садовника. Его отец умер, когда Николя-Жак был ещё ребёнком. Мать одна воспитывала мальчика, который в самом раннем возрасте проявил стремление к знаниям и удивительную работоспособность.

Став неплохим портретистом, Конте отправился в Париж, где познакомился со знаменитым живописцем Жаном-Батистом Грёзом, работавшим в Лувре. С его помощью он быстро пробился наверх и начал писать портреты аристократов. Среди его заказчиков были даже члены королевской семьи.

Революция положила конец карьере процветающего художника, но страсть к познаниям тут же нашла выход в область механики, физики и химии: сначала он изобрёл приспособление для чеканки монет, потом способ отбеливания хлопка. В начале 1793 года Конте уже был одним из соучредителей Национальной школы искусств и ремёсел.

Получив задание от Конвента, Конте с готовностью взялся за дело. Он придумал способ производства стержня из смеси графита, глины, крахмала, сажи и воды с последующим обжигом (в общих чертах этот способ дожил до наших дней). Самым сложным было найти пропорцию смеси. Эксперименты показали, что её изменение даёт возможность получать стержни различной твёрдости: чем больше глины – тем бледнее и твёрже становился стержень, чем больше графита – тем стержень мягче и темнее.

Сергей Нечаев

Продолжение читайте в сентябрьском номере (№09, 2014) журнала «Чудеса и приключения»

Теги: , ,