Leon_ThereminОн не только знал многие военные секреты, но и создавал их, оставаясь всю жизнь влюблённым в музыку. 

 Интересно, что там внутри

 «Можете ли вы сказать, что прожили счастливую жизнь?» – спросили его в одном из последних интервью. Он ответил незамедлительно (видимо, думал об этом сам раньше): «Я не знаю, что такое счастье. Могу сказать, что жизнь моя – интересна. Мне всегда было интересно узнать, как всё устроено, помогать... И даже на Колыме, когда с тачкой, нестрашно было потому, что интересно – я как будто новое кино смотрел».

В шести километрах от МКАДа и сейчас есть закрытое учреждение, где долгие годы работал Лев Сергеевич Термен – учёный, изобретатель, мечтатель. Почему же был допущен к государственным тайнам дворянин, десять лет проживший в капиталистической Америке, бывший колымский заключённый?

Его жизнь – это многостраничный приключенческий роман, в котором случайности перетекают в поступки, а поступки – в открытия и изобретения. Он родился в Петербурге в состоятельной дворянской православной семье. В три года научился читать, в четыре – поглощал энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. А когда заинтересовался механикой, то маленькому Лёве стали покупать  механические игрушки, позволяя их разбирать. Его всегда интересовало, что там внутри, как это устроено. Самостоятельные опыты по электротехнике Лев Термен осуществил уже в годы обучения в гимназии, которую окончил с серебряной медалью. Физика и музыка, мысль и эмоции – эти две парадигмы были главными на протяжении всей его жизни. Он учился в Петербургской консерватории по классу виолончели и параллельно – на физическом и астрономическом факультетах Петербургского университета.

Началась Первая мировая, а следом – революция. У отца был солидный счёт в одном из российских банков, и семья Терменов не спешила уезжать за границу, надеясь, что политический переворот – это ненадолго. Когда поняли, что ошиблись, было уже поздно. Молодой Термен – младший офицер запасного электротехнического батальона – служил на самой мощной в империи Царскосельской радиостанции под Петроградом и продолжил работу на той же радиостанции после Октябрьской революции.

 В лаборатории Иоффе развлекаются…

В то время профессору Абраму Иоффе в физико-технический отдел Рентгенологического института требовались квалифицированные специалисты по прикладной электротехнике, и он пригласил Льва, распознав в нём талант исследователя и самостоятельность мышления. По заданию Иоффе Термен создавал прибор для изучения свойств газов. И предположил, что изменение параметров газа можно измерять, если он находится внутри электрического конденсатора. Как оказалось, созданный Терменом прибор фиксировал не только изменения состояния газа, но и реагировал на приближение к конденсатору руки исследователя. Затем вместо стрелочного прибора он присоединил к своей установке преобразователь с микрофоном, и приближение руки к конденсатору стало влиять на тон издаваемого звука. Так появилась первая в мире электронная охранная система.

Решив проблему изменения громкости звука, Термен, к весёлому удивлению коллег, начал исполнять на новом инструменте, который он назвал этеротоном (звук из воздуха, эфира), вполне узнаваемые классические произведения.

В 1921 году Термен продемонстрировал этеротон, вскоре переименованный в честь автора в терменвокс, на собрании Петроградского отделения Российского общества радиоинженеров. Эффект превзошёл ожидания: коллеги командировали изобретателя на Всероссийский электротехнический съезд. На тот самый, на котором был принят известный план ГОЭЛРО. И вновь успех.

Так что же такое «терменвокс»? Это единственный в мире инструмент, на котором играют движениями рук в воздухе – без прикосновений. Тембр инструмента напоминает человеческий голос, виолончель и скрипку. Звуки извлекаются за счёт изменения расстояния от рук музыканта до антенн. Вертикальная прямая антенна отвечает за тон звука, горизонтальная подковообразная – за громкость. Для игры на терменвоксе музыкант должен обладать практически абсолютным слухом, так как во время игры не происходит контакта с инструментом.

Наталья Хмелевская

Продолжение читайте в ноябрьском номере (№11, 2015) журнала «Чудеса и приключения»

Теги: , , ,