Палец внизВсё будет так, как должно быть, даже если всё будет иначе.

Коран, сура XXXXXIII

 Жить или не жить

Случилось то, что случалось уже не раз: ошибка одного человека ввела в заблуждение всё человечество.

Да, в Колизее выносили свой вердикт арене с помощью жестов, но ни зрители, которые требовали смерти гладиатора, ни римские императоры, санкционировавшие оную, никогда не показывали «большой палец вниз». Более того, римляне никогда не прибегали к этому жесту.

Если толпа считала, что гладиатор должен умереть, то большой палец вздымался вверх – это символ обнажённого меча. Когда же поверженному бойцу римляне хотели даровать жизнь, большой палец подгибался внутрь кулака.

В кодексе зрителей была отдельная формулировка, регламентировавшая использование специфического жеста: policecompressofavorindicabatur – «благосклонность решается большим пальцем, спрятанным внутри».

И вдруг в XIX веке французский художник Жан-Леон Жером, игнорируя исторические реалии и руководствуясь собственными представлениями и воображением, пишет картину под названием «Polliceverso», где сидящий в ложе римский император тычет большим пальцем вниз, вынося смертный приговор.

Дальше – больше. Популярный американский кинорежиссёр Ридли Скотт берётся за постановку фильма «Гладиатор». Продюсеры, знакомя его с материалами, относящимися к той исторической эпохе, ненароком показывают ему полотно Жерома.

Потрясённый впечатляющим образом Скотт, не подозревая, что источник его вдохновения не имеет ничего общего с исторической правдой, ставит «Гладиатора».

Сегодня историки едины во мнении, что художник неверно понял латинскую фразу, предположив, что policeverso – «отогнутый большой палец» – означало «отогнутый вниз», тогда как реально фраза означает «отогнутый вверх».

В конце концов нашёлся авторитетный критик, который сообщил Скотту о его заблуждении насчёт «большого пальца вниз», но режиссёр решил ничего не менять, дабы «не путать зрителя».

 В честь кого названа Америка?

Отнюдь не в честь итальянского торговца, мореплавателя и картографа Америго Веспуччи. Америка названа по имени валлийца Ричарда Америка, зажиточного купца из Бристоля.

Америк финансировал вторую трансатлантическую экспедицию Джона Кабота – английское имя итальянского мореплавателя Джованни Кабото, – чьи путешествия в 1497 и 1498 годах обеспечили задел для последующих претензий англичан на Канаду. В 1484 году Кабот перебрался из Генуи в Лондон и от Генриха VII получил санкцию на поиск неизведанных западных земель.

В мае 1497 года на своём маленьком корабле «Мэтью» Кабот достиг берегов Лабрадора, став первым официально зарегистрированным европейцем, ступившим на американскую землю на два года раньше Веспуччи.

Кабот составил карту побережья Северной Америки от Новой Шотландии до Ньюфаундленда.

Будучи главным спонсором экспедиции, Ричард Америк, разумеется, ожидал, что новооткрытые земли назовут в его честь. Его ожидания оправдались, и в календаре Бристоля сохранилась запись за тот год: «в день св. Иоанна Крестителя (24 июня) найдена земля Америка купцами из Бристоля, прибывшими на корабле из Бристоля с названием «Мэтью».

Это первое в истории употребление слова «Америка» в качестве названия неизведанного континента.

Есть ещё ряд аргументов не в пользу Америго Веспуччи: он никогда не бывал в Северной Америке; все ранние карты этого континента были английскими; сам Веспуччи никогда не использовал название «Америка» для своего открытия.

Последнему обстоятельству, кстати, имеются веские основания. Если новые страны или континенты и называли в чью-то честь, то никогда не использовали имя человека, только его фамилию – Тасмания, Земля Ван Димена, острова Кука.

 Чья голова в песке?

Только не страуса. Доподлинно известно, что при приближении опасности он попросту даёт дёру, как и подобает субъекту с нормальным инстинктом самосохранения.

Первым миф о страусе, прячущем голову в песок, запустил в обиход древнеримский историк Плиний Старший. В своей энциклопедии под названием «Естественная история» он дал описание этой птицы. Человек богатого воображения, Плиний не преминул отметить также, что страусы свирепым взглядом (!) сверлят отверстия в своих яйцах, чтобы потомство побыстрее проклюнулось.

Мысль о том, что страусы прячут голову в песок, могла возникнуть у Плиния из-за того, что эти птицы имеют обыкновение лежать в своих гнёздах (неглубоких ямках) и, вытянув шею, оглядывать окрестности в поисках потенциального агрессора. Cтоит хищнику приблизиться к лежбищу на расстояние рокового броска, как страус вскакивает и стремглав бежит прочь. А уж в скорости и выносливости с ним мало кто способен тягаться – 70 км в час на едином дыхании в течение получаса!

Кстати, в своём труде Плиний обошёл вниманием неразборчивость страуса в выборе разных предметов для заглатывания. Помимо камешков, которые подбирают и домашние куры для улучшения пищеварения, страусы готовы глотать железо, кирпич, стекло, монеты, патроны, носовые платки, перчатки, мотки проволоки…

Охотники-буры, промышлявшие в песках Намибии, нередко находили в страусиных желудках золотые самородки и крупные алмазы.

Игорь Атаманенко

Фотография — shutterstock.com ©

Продолжение читайте в февральском номере (№2, 2015) журнала «Чудеса и приключения»