Самолёт А.Ф. Можайского. 1882 г.

Весь мир давно и накрепко усвоил: первый аппарат тяжелее воздуха подняли над землёй американцы – братья Райт в 1903 году. Но ведь наш соотечественник сделал это на два десятилетия раньше!

 Отважный библиотекарь

Осенью 1854 года адмирал Е.В. Путятин прибыл в Японию на фрегате «Диана», сменившем одряхлевший фрегат «Паллада», на котором была совершена основная часть похода. Россия подписывала с дальневосточным соседом договор о границах и торговом тракте. Путешествие на борту обоих кораблей описывал в очерках знаменитый писатель И.А. Гончаров. Рейд города Симода был уже третьим для «Дианы», после Хакодате и Осаки.

11 декабря в 10 часов утра в бухту ворвался гигантский водяной вал цунами, ужас Японии. Первый удар смыл пакгаузы в порту, потопил джонки. Второй, третий и четвёртый снесли город до основания. Русский корабль вертелся на воде, как юла, совершив за полчаса 42 поворота оверштаг. Сорвавшейся пушкой убило троих моряков. Потом «Диану» швырнуло на риф, сорвало с него, и в трюмы пошла вода. Но была ещё надежда спасти корабль, и адмирал приказал задраить орудийные порты по обоим бортам, чтобы увеличить плавучесть. Добровольцем вызвался лейтенант Александр Можайский, библиотекарь. Он не только выполнил приказ, но и спас часть библиотечного фонда. Только вот сам фрегат отстоять у стихии не удалось…

Можайский нашёл в спасённых им журналах чертежи шхуны «Опыт» и предложил построить похожую. 2 апреля 1855 года судно заложили и привлекли местных японцев, умеющих строить джонки. Уже через два с половиной месяца, к изумлению туземцев, судно вышло в море. Камчатки достигли за 20 дней!

Этот поход был очень успешным: состоялось подписание Симодского договора о дружбе и сотрудничестве, а благодаря инициативе лейтенанта Можайского японские мастера научились строить килевые суда европейского образца. Фактически, русский лейтенант заложил основу японского флота. «И всей этой славой мы обязаны России!» — признают сами японцы в документе 1891 года.

Трёх русских моряков с «Дианы», погибших во время цунами, похоронили возле храма Гёкусенди. За их могилами местные жители ухаживают по сей день: даже две прошедшие войны не изменили их отношения! В посёлке Хеда в 1923 году воздвигли памятник, в 1969-м – открыли музей, в котором экспонируются модели русских кораблей, акварели лейтенанта Можайского, японские портреты и пейзажи.

Жуковский 4
Александр Можайский

 Небо – болезнь заразная

Во время военных экспедиций по Амуру, предпринятых по инициативе генерал-губернатора Восточной Сибири Н.Н. Муравьёва, Александр Фёдорович командовал Амурской флотилией из малых судов и десятипушечным транспортом «Двина». В мае 1858 года, после заключения с Китаем Айгунского договора, России были возвращены территории по рекам Амур и Уссури, отторгнутые в 1689 году. За исключительные заслуги перед государством указом Александра II Муравьёв был возведён в графское достоинство с именованием графом Муравьёвым-Амурским, а Можайский награждён очень высоким для молодого офицера орденом Святого Станислава II степени.

Потом была служба на пароходо-фрегате. Его пассажиры – император Александр II и императрица Мария Александровна – пожаловали офицеру по бриллиантовому перстню. Затем он стал капитаном строящегося в Финляндии винтового клипера «Всадник» и руководил всеми работами по установке, регулировке, отладке паровой машины и других механизмов. Он был влюблён в технику, и его душа всегда искала нового, ещё не испытанного.

Можайский знал и ценил новые пароходы, приходившие на смену парусникам, изучал законы, действующие в водной и воздушной средах, физику работы гребного винта, достоинства и недостатки паровых машин. За годы службы на Дальнем Востоке и на Балтике он не раз наблюдал, как при сильной волне, если корабль не мог подойти к берегу, моряки с помощью воздушного змея перебрасывали с борта на берег причальный конец. А над водой парили чайки и альбатросы… И он задумывался не раз: что если и человеку так же?

В «Морском сборнике» появилась статья инженера И.К. Константинова о реактивной тяге. Автор утверждал, что проблема воздушных полётов будет решена в ближайшем будущем, как только появятся более лёгкие и мощные двигатели. В том же журнале О. Черносвитов в статье «О воздушных локомотивах» развивал идею управления аэростатом с помощью парового двигателя и пропеллеров, установленных под разными углами и задающих направление движения. Моряк Можайский и сам не заметил, как «заразился воздухом»!

 Летающий барин

 В 1860 году Можайский был откомандирован с флота и назначен на должность кандидата мирового посредника Грязовецкого уезда Вологодской губернии. Он поселился в усадьбе Котельниково, обзавёлся семьёй. А в 1863-м ушёл в отставку в связи с вынужденным сокращением численности флота и вскоре вступил в управление имением своего брата в Подольской губернии (ныне Винницкая область) с селениями Степановка, Шендеров и Потуш, с 4000 десятинами земли. Исполняя обязанности уездного мирового судьи и занимаясь обширным хозяйством, Александр Фёдорович конструировал небольшие летательные аппараты, запускал их с местной Кумовой горы. А потом взлетел и сам.

В 1872 году после ряда кропотливых исследований и экспериментов он сумел установить зависимость между подъёмной силой и лобовым сопротивлением при различных углах атаки и обстоятельно, в чертежах и схемах, изложил принцип полёта птиц. Немецкий исследователь и планерист Лилиенталь проделал аналогичную работу на 17 лет позже Александра Фёдоровича! 

По свидетельству преподавателя Морского кадетского корпуса, профессора И.П. Алымова, Можайский несколько раз поднимался на змее-планере, заставляя буксировать себя тройкой лошадей, запряжённых в телегу. Член технического комитета Морского министерства полковник П.А. Богословский в «Кронштадтском вестнике» писал: «Можайский летом прошлого года в наскоро сделанном аппарате два раза поднимался в воздух и летал с комфортом».

Когда лошади бежали быстро, особенно с холма, планер отрывался от земли и летел, а при уменьшении тяги снижался и катился на тележке с колёсами, прообразе шасси. На модели Можайский начал ставить тянущие винты. Местные старожилы вспоминали, что барин будто бы даже летал на своём планере в гости. Старый колхозник из села Потуш рассказывал, как он со своим отцом ездил на дачу Можайских и там «увидел машину, большую лодку с крыльями, под нею четыре колеса на двух осях, по ширине более хода телеги. В лодку мог свободно садиться человек. Крылья были больше, чем комната в хате. От отца я слышал, что помещик Можайский, проживавший тут до нас, летал уже на той машине».

Житель села Вороновица Климентий Яковлевич Кобец утверждал, что был очевидцем полёта Можайского над рекой Буг. «От дома к реке под гору катилась лодка на колёсах, с большими крыльями. Над обрывом берега она отделилась от земли, пролетела по воздуху и опустилась на воду. Лодка была по длине около сажени, а крылья у неё широкие, больше сажени каждое».

Антон Васильев

Продолжение читайте в майском номере (№5, 2015) журнала «Чудеса и приключения»

Теги: , ,