Невидимый град Китеж
Невидимый град Китеж. Художник К. Коровин

Одно из самых почитаемых православными мест на Руси – озеро Светлояр, где, по преданию, чудесным образом исчез, но не сдался врагам Великий Китеж.

 Пришёл на Русь неистовый хан Батый. Огнём и мечом опустошив окрестные селения, подступил к Малому Китежу. В кровопролитном сражении русские войска были разбиты, а князь Юрий Всеволодович с оставшимися воинами отступил к Великому Китежу, стоявшему на берегу озера Светлояр. Один из жителей Малого Китежа – Гришка Кутерьма, позарившийся на деньги, обещанные ханом, – показал дорогу к священному городу.

К этому времени князь уже набрал свежее войско и вновь сразился с врагами, но опять потерпел поражение. Однако случилось чудо: Великий Китеж с каменными церквями и монастырями исчез на глазах поражённых татар, приготовившихся грабить его.

 Шёл пастух через горку

Существует несколько легенд, объясняющих исчезновение города.

Одна из них в повести знатока Поволжья П.И. Мельникова-Печёрского «В лесах» рассказывает, что святой город был сокрыт в недрах земли и что в нём и доныне живут святые люди. Знатоки из местных жителей любят показывать приезжающим на берега Светлояра на день Ивана Купалы, где под землёй скрываются строения святого города: «Под этими холмами стоят городские стены. В том месте, где начинается углубление, большие ворота в крепость. Под бугром на правой стороне скрыты соборы Воздвиженья Честного Креста, около него – Благовещенья Пресвятой Богородицы, под бугром на левой стороне – Успения Божией Матери».

И обязательно найдётся человек, который точно знает, что есть люди, попадавшие в скрытый под землёй город. Чаще всего рассказывают про пастуха, жившего здесь в незапамятные времена. Однажды ночью шёл он через горку около озера. Неожиданно земля расступилась под ногами, и очутился парень в подземном жилище. Встретились ему там три старца, угостили вкусным хлебом. И так ему хлеб понравился, что утаил кусок для своей невесты. Наутро очутился пастух на том самом месте, где расступилась под ним земля. Решил проверить, цел ли хлеб подземных старцев. Глядь, а вместо хлеба гнилушка. Хотел было парень вернуться, да не смог: за утайку навсегда закрылся для него вход в сокровенный град.

Другая популярная легенда тоже рассказывает, что Великий Китеж погрузился в озеро Светлояр. Но не навсегда. Придёт время, восстанет он из воды и выйдет из его ворот войско Юрия Всеволодовича…

Меньшей любовью верующих пользуется легенда, привлекающая внимание уфологов. После поражения войска князя Юрия Великий Китеж был обречён. В городе остались только беспомощные старики, женщины и монахи. Надеяться оставалось только на милость Божию. И Богородица, защитница земли русской, накрыла своим платом святой город, и стал он невидимым для всех…

Разберёмся с исторической частью одной из легенд и попытаемся понять мистическую.

Нестеров Михаил Васильевич
Град Китеж. Художник М. Нестеров

 «Место силы» – центр веры

Остатки рати князя Юрия Всеволодовича, разгромленной у Малого Китежа, не представляли реальной угрозы для Батыя. Зачем же ему понадобилось рисковать, поведя свою конницу через непроходимые болота, дремучие леса?

По мнению историка Алексея Асаева, Великий Китеж представлял собой огромную духовную ценность. В хрониках, повествующих о городе, особое место отводилось описанию его храмов и монастырей. По существу, Китеж был одним из самых крупных храмовых комплексов православия. Причём возник город не на пустом месте, а на так называемом месте силы. В этих участках на поверхность земли выходит энергия её недр, способствующая появлению родников с исцеляющей водой, пробуждению чувства предвидения будущего у некоторых людей, постоянно живущих в данной местности, и проявлению других способностей, которые раньше именовали чудесными, а теперь – экстрасенсорными.

Озеро Светлояр было известно как центр языческой веры. Само его название происходит от двух древнерусских слов: «светлый», то есть чистый, праведный и «яр» – корень в имени языческого солнечного божества славян Ярилы. В дохристианских легендах упоминается и название города – Китеж. Произошло оно от слияния имён двух мифических существ: волшебного полуконя-получеловека Китовраса, родившегося в районе озера Светлояр, и славянского бога мудрости и хмеля Квасура.

Потомки славянского племени берендеев, живущие в районе озера, сохранили предания о том, что в Китеже с древних пор находился один из самых крупных религиозных центров культа Ярилы. После крещения Руси Китеж превратился в центр православной веры, но значение его как «места силы», позволяющего общаться с богами, сохранилось.

 Как сквозь землю провалился!

Перейдём к мистической части легенд. Можно ли объяснить исчезновение города естественными процессами? Первая гипотеза, которая пришла в головы геологов, – это провальные процессы, вызванные карстовыми явлениями. Территория вокруг Светлояра сложена карбонатными породами, которые относительно легко растворяются подземными водами. Следовательно, там могли образоваться пещеры и туда мог провалиться Китеж. Таких провалов с образованием глубоких озер известно немало.

Эту версию вроде бы поддерживает и сложный профиль дна озера, в котором выделяются две чёткие ступени. Вооружённые современными приборами геофизики проводили магнитометрические измерения, пытаясь обнаружить под водой признаки скрытого города, но ничего не обнаружили. Версия о карстовом происхождении озёрной ванны отвергается и по другим соображениям. Пробурив скважину вблизи озера, специалисты обнаружили водоносный слой на глубине 200 метров. А карстовые провалы возможны лишь на глубине до 50 метров.

Подводные археологии тоже не смогли похвастать интересными открытиями. Ступень на глубине 30 метров по возрасту соответствовала времени существования Китежа. К тому же были найдены предметы, отнесённые к XIII веку. Однако это были всего лишь мелкие вещи из дерева и металла. Небольшое число находок противоречило гипотезе о существовании города. Не удалось обнаружить под землёй и храмов Великого Китежа, на расположение которых так уверенно указывали старожилы.

Правда, в придонном слое ила обнаружили остатки древесины. Это были различимые кусочки гнилого, но ещё твёрдого дерева, причём один из образцов имел косой срез, что говорило об искусственной рубке, а не о естественном возрастном лесоповале. Геолокатор подтвердил наличие в этом месте аномалии – под илом и тонким слоем придонной породы было нечто, не пропускавшее звук. Когда аномалия была оконтурена, получился овал, напоминающий границы города (уж очень хотелось так думать сторонникам необычной гипотезы). И эта зона стала объектом особого внимания исследователей.

Юрий Супруненко

Фотография — shutterstock.com ©

Продолжение читайте в январском номере (№1, 2016) журнала «Чудеса и приключения»

Теги: , , ,