«Случай – вот единственный законный повелитель во всей Вселенной», – любил говорить император французов, свято веривший в свою счастливую звезду. Случай, удача, шанс…

Пыл яростных бонапартистов

Подводная лодка «Наутилус» Роберта Фултона. Современная реконструкция. Музей города Шербур

Удача многие годы благоволила Наполеону, но однажды отвернулась, и его могущественная империя пала. Однако не успел бывший повелитель Европы перебраться в сопровождении британских военных кораблей с насиженного трона на жёсткую лавку убогого домика в поместье Лонгвуд на маленьком островке Святой Елены, затерянном в южной части Атлантического океана, как преданные люди начали готовить планы его освобождения.

О, Франция, Франция! После тридцати трёх лет бесконечных войн Революции, Консульства и Империи не пора ли было успокоиться? Ведь этот человек принёс тебе столько горя и страданий. Да, но, с другой стороны, он и поднял тебя к таким вершинам славы!

Нельзя поверить и в то, что такой человек сам был готов смириться со своей скорбной участью. У Наполеона уже имелся опыт: побег в 1815 году с острова Эльба. Подготовка к этому мероприятию включала использование приёмов, позволивших тогда обмануть лазутчиков британского комиссара на Эльбе Кэмпбелла. Почему бы не повторить это на Святой Елене? Ведь секреты приготовления к бегству с Эльбы так и не были раскрыты. Наполеон сознательно стал обострять отношения с губернатором острова генералом Хадсоном Лоу, совершенно помешанным на шпионаже, и его чиновниками, разыгрывая сцены гнева, с тем чтобы держать бдительных англичан подальше от Лонгвуда.

Наполеон и генерал Гурго на острове Святой Елены. Около 1865 г. Литография

При отсутствии в те времена авиации бежать можно было только морем. Самый близкий берег, африканский, находился почти в двух тысячах километров, Бразилия – почти в два раза дальше, а до Франции, по меркам тогдашнего парусного флота, почти три месяца пути. Остров надёжно охранялся гарнизоном и был окружён плотным кольцом британских военных кораблей. Практически было предусмотрено всё, чтобы опасный узник оставался здесь пожизненно.

Но могли ли подобные обстоятельства остудить пыл яростных бонапартистов?!

Одну из попыток освобождения Наполеона предприняла, как ни странно, его бывшая любовница Полина Фурес, которой после разрыва Наполеон нашёл нового богатого мужа – отставного офицера Анри де Раншу, тут же сделанного вице-консулом в испанском Сантандере, а затем – консулом в Швеции. Графиня де Раншу – так стала именовать себя Полина – в 1816 году отправилась в Рио-де-Жанейро со своим любовником Жаном-Огюстом Белларом и купила там корабль, предназначенный для спасения Наполеона. Несмотря на заведомую неудачу этой попытки, Полина ещё долгое время продолжала действовать вместе с другими бонапартистами в Бразилии. Умерла она 18 марта 1869 года, пережив Наполеона почти на полвека.

В «Мемуарах» генерала Гурго, бывшего на острове Святой Елены вместе с Наполеоном, содержится указание на то, что в январе 1818 года в Америке были задержаны шесть французских офицеров, готовивших похищение Наполеона с помощью корабля с паровым двигателем.

Известен также и проект нападения на остров Святой Елены и спасения Наполеона, разработанный в Новом Орлеане неким Николя Жиро в сообществе со знаменитым пиратом Жаном Лафиттом.

Короче говоря, Наполеон получил от своих сторонников как минимум десяток предложений о побеге. Но бывший император прекрасно понимал, что прорваться через заслоны англичан и бежать с острова на корабле было невозможно. Он неизменно отвергал подобные предложения. Но, быть может, ещё и потому, что у него имелся в запасе другой, более надёжный вариант?

Гениальный подмастерье

Вот тут самое время вспомнить об изобретении американца Роберта Фултона.

Роберт Фултон родился 14 ноября 1765 года в Литл-Бритене (ныне Фултон), штат Пенсильвания, в семье бедного ирландского эмигранта. В девять лет он потерял отца и был отправлен в школу-пансион, затем стал подмастерьем у ювелира в Филадельфии – занимался живописью, делая миниатюрные картинки для изделий из слоновой кости.

В 1787 году Роберт переехал в Лондон, где увлёкся инженерным делом. Он участвовал в строительстве каналов, шлюзов, водопроводов. Занявшись изобретательством, разработал конструкции специальных машин для распиловки мрамора, прядения льна, скручивания верёвок и т.п. В 90-е годы вплотную подошёл к проблеме применения пара для движения судов. Но для успеха в столь сложном деле были необходимы более серьёзные инженерные познания, а потому он в 1796 году направился во Францию.

Сергей Нечаев

Продолжение читайте в майском номере (№05, 2014) журнала «Чудеса и приключения»

Теги: , , ,