shutterstock_192651128Уникальное исследование сакральной связи между метаисторическими корнями культуры кхмеров и современным социумом.

 Ангкор, ещё Ангкор

В современном мире памятники древней Камбоджи хорошо известны и вызывают большой интерес. Эти удивительные сооружения потрясают своими архитектурными формами и размерами. Возведённые около 1000 лет назад, они до сих пор не имеют себе равных в мире. Так, знаменитый храм Ангкор-Ват до наших дней является самым большим храмом в мире. И весь комплекс Ангкора, состоящий из множества храмов, дворцов и иных построек, не имеет архитектурных аналогов, занимая территорию, сопоставимую с площадью Нью-Йорка. Большинство исследований подтверждает то, что Ангкор – это самый крупный город доиндустриальной цивилизации.

Однако, кроме культурно-исторического и архитектурного значения, Ангкор представляет уникальное собрание (библиотеку) древних психотронных технологий. Данные технологии направлены на управление и работу с потоками жизненной энергии, которую на Востоке называют «прана».

Большинство книг популярной литературы пестрит красивыми картинками и содержит разнообразные истории об удивительной и легендарной стране кхмеров – «Ангкорской империи», которая простиралась далеко за пределы нынешней Камбоджи. Но, к сожалению, не так много информации можно найти о метаисторических и мистических событиях, которые стояли за её возникновением, развитием и последующим исчезновением.

Название «Ангкор» происходит от слова «нагара», означающего «город». По-кхмерски оно читается как «ноко» (королевство, страна, город). Так в Камбодже стали называть район столиц цивилизации кхмеров, существовавшей с VIII до XIV вв. Но «Ангкор» не является изначальным названием. Оно возникло гораздо позже, когда эти места уже были покинуты кхмерскими правителями, потеряли своё значение столичной области и пришли в упадок. Поэтому более уместно называть империю «кхмерской» вместо «ангкорской».

 Змеи и люди

Влияние индуизма как религии становится здесь заметным примерно с III века. Его распространение связано с развитием портово-торгового центра Ок-Эо в дельте реки Меконг. Город становится важнейшим торговым пунктом для индийских торговцев, которые через Индийский океан и Малаккский перешеек посещали эти края для торговли в Юго-Восточной Азии и в Китае. Находки римских и парфянских монет, образцы сохранившейся архитектуры того времени свидетельствуют о связях и с эллинистическими центрами.

Первое появление кхмерского языка связывают с объединением двух княжеств: Ченла «Воды» и Ченла «Земли» в конце VI – начале VII вв. На стенах храмов именно этого периода встречаются первые надписи на кхмерском языке. В то время санскрит был языком интеллигенции и духовенства, а кхмерский – бытовым.

Придворная культура в своей основе следовала индуистскому ритуалу. Но, несмотря на это, многие местные обычаи не были забыты и получили развитие благодаря внешнему влиянию. (Кхмеры до сих пор считают себя народностью, возникшей в результате слияния пришедших жителей тогдашней Индии и коренных местных племён.) Например, культ поклонения змеям и змееподобным существам (нагам и нагиням) характерен и для доарийской культуры Ганга, и дравидской Индии, и древнего Тибета, Ирана и т.д. Широкое распространение этот культ получил и в древней Камбодже. Змеи-наги тесно связаны с земледельческой религией, в которой вода играла первостепенную роль. Нага-змея – это главнейшая фигура, основополагающий образ всех верований древних народов, населявших эти места с незапамятных времён.

C точки зрения индуизма наги принадлежат миру животных и обитают практически во всех мирах Сансары, в том числе в нашем мире. Наги – обитатели глубин первозданного Океана и проявляются в сознании людей материализованной силой водной стихии. Они покровительствовали знаменитым ирригационным системам империи, при помощи которых кхмеры достигли огромного могущества.

Традиции поклонения нагам существуют и поддерживаются вплоть до наших дней, а их отголоски встречаются в таких, казалось бы, светских институтах, как, например, армия. В некоторых современных армиях стран Юго-Восточной Азии солдат, замыкающий строй при пересечении моста или водной переправы, по уставу должен поклониться нагам. Наги играют важную роль в архитектуре, скульптурном оформлении храмов и сегодня.

 Боги против демонов

С культом нагов тесно связан и образ божественных танцовщиц – апсар. Как правило, наги могут проявляться в образе прекрасной девушки и даже вступать в сексуальную связь с человеком. Это характерно для всех образов нагов, в Индии, Китае, Тибете, даже в мифах Приуралья. В индуизме образ небесной танцовщицы появляется в знаменитом мифе о пахтании океана богами (дэвами) и демонами (асурами). По всей видимости, этот миф появился раньше брахманической традиции, в так называемую эпоху шаманизма. Отсюда видно, как тесно связан с нагами архетип женского начала, культ плодородия. Ну а многочисленные изображения апсар играют роль жизненной энергии, оживляющей и активизирующей кхмерские храмовые комплексы.

Евгений Файдыш, Антон Ольшанченко

Фотография — shutterstock.com ©

Продолжение читайте в октябрьском номере (№10, 2015) журнала «Чудеса и приключения»

Теги: , , ,