На северо-западе Манхэттена, на холме, расположен необыкновенной красоты парк Форта Трайон. Он не очень велик, но зато не зажат среди небоскрёбов, а смотрит на Нью-Йорк свысока – с Вашингтонских высот

Корона Форта Трайон

И потому из парка открывается простор земной и небесный: реки Гудзон и Гарлем, мост Джорджа Вашингтона и утопающая в зелени дорога Риверсайд-драйв. Парк стал небывалым украшением Нью-Йорка: грубые камни улеглись в изящные горки, с прогулочных дорожек, аллей и лужаек открывался изумительный вид. Чтобы сохранить этот вид, Рокфеллер-младший выкупил огромный участок земли на противоположной стороне Гудзона, в штате Нью-Джерси, и оформил документы так, чтобы никто и никогда не покушался на дивную панораму. Работа над созданием парка была закончена в 1935 году – во время Великой депрессии.

Музей средневекового искусства Клойстерс – корона парка Форта Трайон, единственный музей в США, посвящённый искусству Средневековья, и одно из крупнейших собраний средневекового искусства в мире.

Эпоха с доставкой

В Америке нет средневековых памятников: страна с уникальной историей обошлась без Средневековья. Не было, так будут, решил Джон Рокфеллер-младший и... воздвиг средневековый с виду замок в сердце парка Форта Трайон. Однако здание музея Клойстерс – современное, а средневековыми в нём являются архитектурные элементы, привезённые из пяти полуразрушенных испанских и французских монастырей XII–XV веков, – порталы, капители, колонны, башни, часовни, гробницы, трапезные и, естественно, клуатры – крытые галереи. В садах Клойстерса растут свыше 250 видов растений, которые обычно выращивались при европейских монастырях в средние века.

Рокфеллер-младший вывез из Европы для музея Клойстерс не только архитектурные ценности, но и прекраснейшие средневековые предметы искусства, в дополнение к которым передал музею свою колоссальную коллекцию. Ныне в музее около пяти тысяч европейских произведений искусства XII–XV веков. Среди них уникальные шедевры – семь нидерландских мистических гобеленов под общим названием «Охота на единорога», выполненных в 1495–1506 годах брюссельскими ткачами. Эта бесценная реликвия семьи Рокфеллеров ныне занимает один из огромных залов музея.

Ещё один зал занимает Меродский триптих («Алтарь Мероде») голландского живописца Роберта Кампена. Музейный зал воплощает комнату, изображённую на центральной панели триптиха «Благовещение»: некоторые предметы в зале (подсвечник, ваза, скамья, полотенце) неотличимы от изображённых художником. Великим произведением искусства XII века считается и английский алтарный «Крест», состоящий из 92 фигур и 98 надписей и изображающий древо жизни, начиная с Адама и Евы. Искусно выполненный «Крест» когда-то украшал алтарь английского аббатства Бури Сент-Эдмундс.

Здесь выставлена самая старинная фреска в Америке – «Мадонны», написанная в 1250 году для портала монастыря Святого Джона в Бургундии (этот монастырь построил первый христианский французский король Кловис). Монастырь разрушался, и вместе с ним погибала уникальная фреска. Чтобы спасти портал и фреску, Джон Рокфеллер-младший заказал специальную технологию, применённую лишь единожды.

Замок Клойстерс возвышается над парком, над Вашингтонскими высотами, над городом. Но нет ничего выше и прекрасней произведений искусства, в нём собранных.

Все ложи заняты

Музей Клойстерс был открыт в 1935 году, а через три года Рокфеллер подарил его музею Метрополитен. Семья Рокфеллеров прославилась своими дарами, так что этот дар никого не удивил, а напрасно.

Несмотря на невероятное богатство, семья Рокфеллеров не принадлежала к американской аристократии. Аристократическими считались семьи, предки которых приехали в Новый Свет в начале XVII века, причём вне зависимости от происхождения в стране исхода. Многие из них разбогатели на новых берегах. Но только семьи, начинавшие генеалогическое древо с XVII века и сколотившие состояние до середины XIX века, могли считаться аристократами Америки. Подход к этому вопросу был по-американски точным и деловым: знаменитая леди Астор составила список из 400 семей, которые считались аристократическими. Нувориши, предки которых приехали в Новый Свет позднее и сделали деньги позже, не могли быть причислены к аристократии; их не принимали в лучших домах Нью-Йорка, они не получали приглашения на вернисажи и коктейли, их дети не вращались среди великосветской молодёжи.

Однако Америка нашла для них выход. Аристократы США непременно имели свою ложу в «Метрополитен Опера» или входили в попечительский совет музея Метрополитен. И путь в аристократы для новых богачей шёл через такого рода меценатство. Но ко времени, когда Рокфеллеры разбогатели, все ложи в «Метрополитен Опера» были уже заняты, а для новых лож нужно было строить новый театр. Так поступили Вандербильты: построили новое здание «Метрополитен Опера», предусмотрев ложи для своей многочисленной семьи и друзей.

Эмилия Лемперт и Римма Харламова

Фотография — shutterstock.com ©

Продолжение читайте в апрельском номере (№04, 2014) журнала «Чудеса и приключения»

Теги: , , , ,