Что такое крест? Любой без труда даст ответ, по крайней мере, нарисует две линии (или два прямоугольника), пересекающиеся под углом 90 градусов

Человечество давно использует символ креста. Считают, что произошёл он от солярного знака, символизирующего движение Солнца по небесной сфере. Окружность – годовой путь Земли вокруг Солнца. Точка в верхней части окружности – день зимнего солнцестояния, в нижней – летнего. Правая и левая точки – дни весеннего и осеннего равноденствия соответственно. Но древние не только за Солнцем следили, они составляли свои представления об окружающем пространстве, в котором можно пойти «на все четыре стороны».

Часто крест означает разделение мира на четыре элемента: воду, огонь, воздух и землю. Иногда деление происходило на божественное (вертикальная линия) и земное (горизонтальная линия).

Четырёхконечный крест как «орудие спасения мира» стал культовым предметом у христиан после распятия Спасителя. Со временем появились его различные модификации: пяти-, шести-, семи- и восьмиконечный. Крест Христа находится в основе огромного разнообразия крестов геральдических: андреевский, вилообразный, георгиевский, лапчатый, мальтийский и др.

У природы своя мастерская

Но что самое интересное – крестообразные формы природа создала задолго до возникновения христианства и даже до появления на Земле человека. В этом отношении преуспел красно-коричневый с переходом почти до чёрного цвета минерал ставролит (силикат алюминия и железа). В переводе с греческого означает «камень-крест». Характерная его особенность – образование двойниковых форм, когда два кристалла срастаются в неделимое целое под прямым углом или под углом 60 градусов, образуя прямой или косой крест. Первый соответствует четырёхконечному «укороченному составному кресту», второй – андреевскому.

Природа, как и люди, нередко вносит в эти культовые формы определённые коррективы. Так, на четырёхконечных крестах этого минерала иногда появляется своеобразное дополнение – «подножие» (переклад), превращающее их в шестиконечные.

Ставролитовый крестик в старину считался сильным христианским оберегом, особенно для детей. Его надевали им после крещения.

В России ставролит добывают на Кольском полуострове (Семиостровье и другие проявления в Кейвах), в Карелии (Хит-остров), на Южном Урале.

Другой пример – это разновидность андалузита хиастолит, в переводе с греческого «перекрещённый». В народе его называют «крестовик». В поперечном сечении его кристалла, благодаря углистым и глинистым включениям, прихваченным в процессе роста минерала, отчётливо выделяется тёмно-коричневый (до чёрного) крест на сером или светло-жёлтом фоне.

Жрецы использовали хиастолит в ритуальных и магических обрядах. Считалось, что с помощью этого камня можно наладить контакт с загробным миром. Но не только. Камень этот, говорят, сплачивает людей, помогает найти своё место в коллективе. В отличие от ставролита «крестовик» используют не только как амулет, но и в качестве вставок в ювелирные изделия. Известно, что перстни с хиастолитом носили рыцари-госпитальеры. У камня появилось ещё одно название – «мальтийский крест». Прекрасные экземпляры хиастолита встречаются в окрестностях Нерчинска в Забайкалье и на Урале.

Неодолимый и Богом возлюбленный

Многие и сейчас убеждены, что гадание на «магическом кристалле» – лучшее средство для выявления скрытых способностей астрального видения. Горный хрусталь, согласно поверьям, обладает приоритетом особой магической силы перед другими минералами. А вот российские геологи С. Титков и М. Богомолов в качестве «магического кристалла» (разумеется, в научных целях) использовали алмаз, далеко не простой камень. О религиозном символизме «непобедимого», «неодолимого» алмаза известно из средневековых трактатов о драгоценных камнях. Считалось, что он отражает великий свет и способен осветить глубины подземного царства. В одном из итальянских трактатов его называют «возлюбленным Богом» и поэтому особо священным, укрощающим ярость и сластолюбие, дающим чистоту и крепость духа.

Исследование под микроскопом пластинки (6 х 6 х 1 мм), выпиленной из октаэдрического кристалла (две сросшиеся основаниями пирамиды) якутского алмаза, показало, что при поляризованном свете в ней появляется интерференционная фигура – свастика, а при небольшом повороте пластины – мальтийский крест. Оба знака относятся к числу христианских геральдических крестов.

Среди исторических камней особое место занимает крупный алмаз «Красный крест» – канареечно-жёлтый бриллиант весом 205,1 карата. Он был найден на руднике компании «Де Бирс» в Западном Грикваленде (Южная Африка) и до огранки весил около 370 каратов. Интересно, что если смотреть сквозь таблитчатую грань, в камне можно увидеть фигуру, напоминающую мальтийский крест.

Свастика и мальтийский крест

Свастика, известная также под названием «гаммированный, или гамматический крест» (crux gammata), с незапамятных времён используется в индуизме и буддизме

В некоторых камнях можно увидеть как мальтийский крест, так и свастику
Всё зависит от того, под каким углом смотреть

Санскритское слово-восклицание «свасти» переводится как «благо», «благоденствие»; в орнаменте и письме свастика выражает привет, пожелание благополучия. Признав свастику в качестве одного из христианских символов, церковь придала ей такое же значение: ниспослание благодати и спасения. Её можно считать первым планетарным символом. Встречается она на древнегреческих и сицилийских монетах, на оружии и украшениях Греко-Бактрийского и Кушанского царств, в живописи древнехристианских катакомб, на средневековых надгробиях и на одежде.

Множество артефактов со свастикой было зафиксировано знаменитым Генрихом Шлиманом при раскопках Трои. Большая часть таких знаков была нанесена на круглые пряслица и на шары, поделённые секторами. Свастика – ведущий орнамент на бронзовых украшениях, обнаруженных в древних захоронениях на территории Австрии и Германии, на урнах из Тосканы и Рима, Альбано и Кумы. Широко была распространена она на Кавказе: её наносили на бронзовые топоры, глиняные сосуды (гидрии, кратеры), украшения, одежду, конскую сбрую. Не уступает Кавказу по распространённости свастики бронзовый век лесной полосы России. Основные находки таких артефактов связаны с древними погребениями в Московской, Новгородской, Калужской, Тверской и Смоленской областях. Свастика нередко украшала скифские бронзовые зеркала (на обороте). Свастику, часто пламеневидной формы, наносили на конские уборы кочевники, обитавшие на территории Тувы и Забайкалья.

Мальтийский крест – символ Мальтийского ордена, одного из могущественных тайных христианских обществ Европы, получил статус религиозно-военного ордена, который иногда называют Георгиевским крестом. Четыре направления (ветви) креста означали главные христианские добродетели: благоразумие, справедливость, силу духа и воздержание, а восемь оконечностей (раздвоенных ветвей креста) – восемь благ, обещанных праведникам в Нагорной проповеди Христа: утешение, кротость, милость, чистосердечие, мир, правда, справедливость, любовь.

Рыцари-госпитальеры посвятили себя уходу за больными и страждущими, защите путников от опасностей

Но к середине XII века благотворительные обязанности отодвинулись на второй план. Орден превратился в мощное воинское объединение, а попечением паломников и больных занялись монахи. Рыцари носили малиновую мантию, поверх которой надевали латы, и чёрный плащ; белый восьмиконечный крест помещался на левой стороне груди и символизировал безупречность рыцарской чести на кровавом поле войны.

Секрет алмаза

По мнению исследователей, смена свастики на мальтийский крест в камне происходит вследствие изменения границ чёрных и белых секторов: эти границы как бы раскручиваются и изгибаются в другую сторону. При повороте пластины на 360 градусов каждая из фигур повторяется. Есть мнение, что появление культовых знаков связано с искажением структуры алмаза: либо из-за изменения температуры в процессе кристаллизации, либо за счёт неравномерного ассиметричного поступления «строительного материала» к минеральному зародышу в процессе его роста.

Пока все прошедшие века учёный народ рассуждал да спорил, рождённые в мастерской природы знаки стали достоянием религиозных культов. Да и сейчас трудно удержаться, чтобы не произнести с придыханием: ми-исти-к-а-а!

Валерий Сейранян

Фотография — shutterstock.com ©