В апреле 2007 года в море у берегов Австралии был обнаружен парусный катамаран… без людей. Спасатели поднялись на борт и растерялись. Паруса подняты, хотя один и порван. Двигатель работает на холостом ходу. В каюте светится экран корабельного компьютера. Система глобального позиционирования GPS подмигивает диодами. Перемигиваются лампочки радиостанции. Стол сервирован для обеда: тарелки, вилки. Везде образцовый порядок. На борту полный комплект спасательного снаряжения: шлюпка, три надувных спасательных жилета, аварийный буй. А команды нет… Ну как тут не вспомнить о «Марии Селесте»!

Бригантина с чёрной кошкой

4 декабря 1872 года с барка «Деи Грация», идущего через Атлантику к Гибралтару, заметили парус на горизонте. Когда корабли сблизились, оказалось, что сходящимся с барком курсом идёт бригантина «Мария Селеста».

Это была удивительная встреча. Барк и бригантина стояли почти борт о борт в порту Нью-Йорка, вот только «Мария Селеста» вышла в море 7 ноября, а «Деи Грация» – 15-го. То, что корабли встретились, означало, что скорость барка оказалась выше скорости бригантины. Это ставило точку в споре добрых знакомых – капитана Морхауза с «Деи Грация» и капитана Бриггса с «Марии Селесты», чей корабль считался быстроходнее.

Но что-то с бригантиной было не так. Во-первых, «Мария Селеста» не ответила на сигнал, поднятый на мачте барка. Во-вторых, бригантина шла зигзагами, словно у штурвала стоял пьяный. А в-третьих, при ровном несильном ветре из всех парусов у корабля были поставлены только штормовые.

Когда суда сошлись ещё ближе, находившиеся на борту «Деи Грация» увидели, что палуба «Марии Селесты» пуста. Капитан Морхауз распорядился спустить шлюпку. По свисающим через борт тросам моряки вскарабкались на палубу.

Бригантина имела крен на правый борт (в трюме было на три с половиной фута воды). В остальном парусник был в хорошем состоянии, лишь сорванная крышка люка, ведущего в трюм, валялась на палубе.

Ещё был разбит компас, и отсутствовали спасательные шлюпки. Из капитанской рубки исчезли секстант и другие приборы; из документов имелся лишь вахтенный журнал, последняя запись в котором была сделана 24 ноября, а судя по указанным там же широте и долготе, «Мария Селеста» за это время прошла около 500 миль. В кубрике вещевые мешки матросов были в полном порядке, на верёвке сушилось бельё. В каюте капитана наряду с другими вещами находились маленькая фисгармония, чемодан с детской одеждой и игрушками, а под койкой лежала сабля в бурых пятнах. И ни одной живой души!

Хотя… Когда моряки с «Деи Грация» уже собирались спуститься в шлюпку, они услышали мяуканье. В кладовой на шкафу сидела чёрная кошка с зелёными глазами.

Вернувшись на свой корабль, помощник доложил Морхаузу об увиденном. Тот приказал трём матросам переправиться на бригантину и вести «Марию Селесту» за «Деи Грация» в Гибралтар. Туда маленький караван и прибыл 12 декабря.

Кровь или ржавчина?

Расследование, возглавленное генеральным прокурором Гибралтара Соли Флудом, продолжалось три месяца. Вот что удалось выяснить.

Бригантина «Мария Селеста» длиной 103 фута и водоизмещением 282 тонны действительно вышла из Нью-Йорка. На борту находились 11 человек: восемь членов экипажа, капитан Бенджамин Бриггс, его жена и маленькая дочка. Груз составляли бочки со спиртом и ворванью, то есть жидким жиром, добытым из сала морских млекопитающих.

На форштевне «Марии Селесты» ниже ватерлинии обнаружилась вмятина – явно от столкновения с чем-то твёрдым.

Сергей Борисов

Фотография — shutterstock.com (c)

Продолжение читайте в апрельском номере (№4, 2013) журнала «Чудеса и приключения»