shutterstock_250829245Архитектура древних кхмеров носит сакральный характер и является воплощением космогонического мифа в нашем мире. С разрушения этой гармонии в результате религиозных войн началась гибель великой цивилизации. 

 Город-храм

Изначально кхмерами за основу были взяты образцы индуистских храмов и традиции строительства древней Индии, замечено и эллинистическое влияние на архитектуру. Однако уже на начальных этапах развития кхмерских княжеств формируется собственный архитектурной стиль, основанный на сочетании сакральных знаний индийской цивилизации и местных традиций.

Новейшие исследования показывают, что в начале IX века в городе Махендрапарвата были реализованы первые замыслы по организации крупных городских поселений. Как религиозные, так и светские постройки в городе размещались вокруг основного храма со священным Шивалингамом. Сам центральный храм ассоциировался с горой мироздания Меру, которая согласно индийской космографии находится в центре Вселенной.

Сочетание различных мистических традиций привело к тому, что кхмерская империя, сконцентрированная вокруг столицы и государственного храма, уподобилась образу сакральной Индии, воспринимаемой не как географическая область, но как пространство, живущее по законам ортодоксального брахманизма с определённым представлением о Космосе и строении Вселенной.

Два уникальных комплекса находятся в горах Пном Кулен. Один из них стоит  на притоке реки Сием Реап под названием Кбал Спиен. Название  произошло от имени огромного камня, который лежит поперёк течения притока в верхней части и образовывает естественный «мост» через потоки воды. Санскритское имя реки Сахасраралинга, что может быть переведено как река «Тысячи Линг» (Лингам – фаллический символ самой распространённой в Камбодже формы Бога Шивы. Она начинается  выше естественного «моста» и оканчивается над небольшим водопадом. Протяжённость этого комплекса около 150 метров.

Другой  также называют рекой «Тысячи Линг», но расположен на самой реке Сием Реап в районе её истоков. Это место находится в сотне метров к западу от расположенного в горе буддийского храма Приах Анг Том. Ниже по течению извергается красивейший водопад, который, вероятно, был священным местом. По мнению исследователей, эти комплексы считались для кхмеров сакральными ещё с древних времён.

В своём большинстве сооружения представляют барельефы с плоскими Лингами, устилающими дно реки.  Вместе с другими, с изображением сцен из индуистских легенд и высших богов индуистского пантеона, они составляют неотъемлемую часть комплекса. Стилистика барельефов позволяет отнести их возникновение к XI веку. Все памятники имеют особое значение в развитии кхмерской империи и представляют собой уникальные психотронные устройства, не имеющие аналогов.

В Баконге бросается в глаза новый потрясающий архитектурный элемент — это огромные тела наг, расположенные параллельно движению внутрь, по дорогам к храму. Обширный символизм змей-наг у кхмеров связан с народными поверьями и первобытной религией. В архитектуре наги символизируют охранников, которые связывают мир людей (за пределами храма) и мир богов (тело храма). Такие нага-мосты являются архетипическим представлением радуги в традиции индуизма, которая символизирует мост между мирами. Считается, что наги также являются охранниками благополучия кхмерского королевского города.

Формы и пропорции Баконга впоследствии становятся эталонными для архитектуры кхмерской империи. А в современной Камбодже их брали за основу при сооружении памятника в честь независимости Камбоджи в Пномпене (1958 год, архитектор Ван Моливан) и мемориала в городе Сеам Рип.

Евгений Файдыш, Антон Ольшанченко

Фотография — shutterstock.com ©

Продолжение читайте в ноябрьском номере (№11, 2015) журнала «Чудеса и приключения»

Теги: , ,