Вы и не подозреваете, что, болея за любимую спортивную команду, невольно участвуете в языческой мистерии, пришедшей из глубины веков.

Философы в кулачной драке

Олимпийские игры в Древней Греции поначалу входили в погребальные обряды. По мифу, сам Геракл привёз в Олимпию оливковую ветвь и дал начало состязаниям лучших атлетов в честь победы Зевса над его отцом Кроном. Первые соревнования были проведены на погребальной тризне по царю Авгию и его семье, убитым самим Гераклом.

Олимпиады открывались зажжением священного огня. В первый день совершались лишь очистительные ритуалы, приносились жертвы богам. По их воле на время Олимпиады объявлялось перемирие, за чем следили неустрашимые критские воины. Критяне не участвовали в соревнованиях, зато заклятые враги спокойно пировали за одним столом.

Многие древнегреческие философы и учёные были прекрасными атлетами. В Олимпийских играх участвовали Демосфен, Демокрит, Сократ, Аристотель, Платон.

Чемпионом в кулачных боях не раз становился Пифагор. Изучая науки в Египте, Вавилоне и Индии, он обрёл там навыки тайных боевых искусств. Ученики считали его сыном Аполлона, а в Индии он до сих пор входит в пантеон богов под именем Яваначарья, что значит Ионийский учитель.

В 394 г. н. э. игры в Олимпии были запрещены христианским императором Феодосием I, который счёл их пережитком язычества, противным христианскому духу.

В 426 году его преемник Феодосий II разрушил храмовый комплекс Зевса в Олимпии вместе со всеми спортивными сооружениями. А век спустя из-за сильнейшего землетрясения разлившиеся реки и вовсе затопили некогда священное место.

Гладиаторы, живые мертвецы

Другим обычаем, запрещённым христианскими императорами Рима, были гладиаторские бои.

Они проводились в Риме на государственном уровне с 264 г. до н. э., а до того не носили официального статуса, будучи частью погребальных обрядов, формой жертвоприношения духам умерших.

Гладиаторы в Риме занимали странное положение. С одной стороны, по социальному статусу они стояли ниже галерных рабов и были лишены всех гражданских прав. С другой – пользовались невиданной популярностью. Гордые патриции и императоры чествовали особо искусных бойцов. Не только гетеры, но и чопорные римские матроны боготворили бесстрашных воинов.

Гладиаторское ремесло было окружено ореолом мистического почитания. Нередко свободные римляне отказывались от своих гражданских прав и выходили на арену Колизея вместе с рабами из варварских стран.

Двоякое отношение к гладиаторам было вызвано религиозными причинами. Считалось, что каждый из них уже принесён в жертву богам. Будучи ещё живыми и здоровыми воинами, они уже словно находились среди мертвецов, павших до них на кровавой арене. Окружённые тенями погибших атлетов, гладиаторы вызывали у свободного гражданина страх и брезгливость, но смелость и бесстрашие бойцов обеспечивали им долгую славу.

Сметая всё на пути

Итак, с приходом христианства языческие игры как носившие ритуальный характер были запрещены.

Дольше других продержался футбол. Правда, с современным он имел мало общего. В Древнем Риме игра с мячом, весьма жестокая, называлась гарпастум. Вероятно, именно она и стала предшественницей футбола и регби. И на Британские острова её занесли римские легионеры.

Средневековые игры с мячом часто заканчивались тяжёлым кровопролитием. Обычно они затевались в неделю масленичных гуляний, накануне Великого поста, и были связаны с древними ритуалами поклонения Солнцу и культом предков.

Игры начинались на центральной площади города. В надежде завладеть заветным мячом толпа разгорячённых мужчин неслась по улицам, сметая всё на своём пути. Владельцам лавок приходилось закрывать окна первых этажей дос­ками.

Народная забава с явными языческими корнями необычайно раздражала католических прелатов. 13 апреля 1314 года английский король Эдуард II под нажимом церкви запретил футбол как забаву, противную общественному спокойствию и ведущую к злобе и раздорам. Та же участь постигла ритуальные игры с мячом и в других европейских странах. На протяжении всего Средневековья они были под строгим запретом, хотя простой народ и продолжал гонять мяч во время гуляний на Масленицу.

История средневековой Европы показывает, что спорт много веков оставался забавой черни и не носил официального статуса, порой попадая под запреты. Казалось, мистериальная суть состязаний (атлет жертвует богам свои силы и энергию) канула в Лету.

Жертвенный огонь масонов

Возрождение интереса к спорту пришлось на начало и середину XIX века. Археологические находки в древней Олимпии буквально всколыхнули Европу, и спорт вновь стал неотъемлемой частью общемировой культуры.

Барон Пьер де Кубертен, один из самых образованных людей Франции, масон высокой степени посвящения, с середины XIX века продвигал идею проведения международных игр. В 1892 году, выступая в Сорбонне с докладом «Возрождение Олимпизма», он сформулировал его основные принципы, а свою знаменитую «Оду спорту» начал словами: «О спорт! Ты – наслаждение богов! Ты верный, неизменный спутник жизни».

Барон заручился поддержкой многих европейских лидеров, и древняя мистерия обрела вторую жизнь: в 1896 году наконец состоялись первые «новые» Олимпийские игры.

А через 108 лет Олимпиада-2004 в Афинах прошла под лозунгом возрождения древних языческих традиций. В первых современных играх участвовало всего 12 стран; сегодня они собирают спортсменов всех пяти континентов, возжигающих самый почитаемый жертвенный огонь в честь богов Эллады.

Футбол – это религия?

Современные правила футбола также были составлены масонами в кабинетах Кембриджского и Оксфордского университетов. В 1863 году была создана футбольная ассоциация Англии. Этому предшествовала встреча представителей всех ведущих футбольных клубов страны в лондонской таверне «Вольные каменщики».

С лёгкой руки масонов футбол за полтора века стал поистине всемирной игрой, объединяющей всех болельщиков планеты. В последнее время религиоведы даже заговорили о нём как о новой мировой религии: ведь многотысячные болельщики на стадионах испытывают во время игры чувства, близкие к религиозному экстазу. Игра, проходящая на футбольном поле, собирает воедино и играющих, и зрителей.
Легендарных же футболистов можно назвать мифологическими героями футбольной религии, новыми Ахиллесами и Тесеями. Ведь поклонение им сопоставимо лишь с религиозным ритуалом. Вполне предсказуемым стало то, что в 2018 году в Санкт-Петербурге объявили об официальной регистрации группы под названием Всемирная Церковь Футбола. Фактически же футбольная Церковь существует в мире уже не первый год, и её адепты пишут в соцсетях: «Поклоняться футболу могут все, кто хочет, а хотят все. В сущности, футбол – единственная религия, которой без крови удалось всех обратить в свою веру».

Но вот вопрос: что за бог правит футболом и так ли он добр? Вспомните жестокие драки болельщиков, в которых проливается кровь. Футбольный бог, как и любой языческий, требует жертв, и в данном случае – человеческих. Казалось бы, дикость. Однако каждый год в драках гибнут тысячи футбольных фанатов. Получается, что человеческие жертвы – приемлемая цена за красоту футбола.

Кровь мирового бокса

Примечательно, что конец XIX века ознаменовался появлением профессионального бокса.

В 1892 году прошёл легендарный поединок между Салливаном и Корбеттом. Этот бой эксперты считают отправной точкой в развитии единоборств на Западе. Последний в истории чемпион в боях на «голых» кулаках, Салливан проиграл нокаутом в 21-м раунде.

За следующие сто лет единоборства испытали прилив сильнейшего внимания. И вот уже в 1993 году в Денвере состоялся первый турнир Лиги смешанных единоборств UFC. Из подпольных боёв на улицах они превратились в узаконенные гладиаторские игры современности.
В промоутерской индустрии крутятся огромные деньги, а известные бойцы получают миллионные гонорары. Однако сакральная составляющая осталась прежней. Каждый боец выходит на ринг или в клетку как на последний бой, принося в жертву высшим силам своё здоровье и энергию, заставляя зрителей испытывать поистине религиозный экстаз от кровавого зрелища.

Михаил Жаровский,
религиовед

Фото ©Shutterstock.com

 

Теги: , , ,