У русского богатыря был реальный прототип. Возможно, не один

Алёша Попович. Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри». Художник Андрей Рябушкин. 1895 г.

Сдетства мы привыкли считать, что три богатыря – герои сказочные, придуманные. Однако, оказавшись недавно в селе Поречье-Рыбное неподалёку от Ростова Ярославской области, я услышала от местного краеведа, директора музея «Поречский огородник» Валентины Порыгиной, невероятное: легендарный Алёша Попович родом из этого села. Былина на то и былина, а не сказка, хоть и было всё это давно.

…В Поречье-Рыбном дух запустения соседствует с былым величием. Руины храмов и колокольня выше Ивана Великого, взмывающая в небо как ракета. Есть здесь и целебный родник Алёши Поповича, из которого, дескать, будущий богатырь и черпал когда-то свою недюжинную силу. «А не верите, так попробуйте, – советует Валентина Николаевна. – Сразу почувствуете, как сил прибавится и вся хворь пройдёт». Вода ледяная, слегка сладковатая, и кажется, будто с каждым глотком проникаешь в древние тайны истории.

В кольчугу вместо пелёнки

Если быть исторически точными, богатырём в истинном значении слова Алёша Попович никогда не был. Родился он слабым и болезненным, а впоследствии, гласят летописи, ещё и страдал хромотой. Но при этом пользовался большим успехом у противоположного пола и даже отбил жену у Добрыни Никитича. Коньком Алёши стали не столько сила и удаль, сколько хитрость и смекалка. Был он остёр на язык и находчив, как Одиссей, видел выход из любой передряги.

При рождении младенца Алёшу (или, как писали в старину, Олёшу – эта уменьшительная форма в равной степени принадлежала именам Александр и Алексей) обернули не в пелены, а в кольчугу – родители хотели в будущем видеть ребёнка настоящим воином. Нетрудно догадаться, что появился он на свет в семье священника, отсюда и прозвище Попович. Исторические источники даже называют имя его отца – Леонтий, и в некоторых былинах Алёшу величают Леонтиевичем.

Вероятно, жил Алёша в начале XIII века, а когда грянула решающая битва с Ордой, ушёл из этих земель со своей дружиной в Киев и погиб в битве при Калке в 1223 году.

Ростовский краевед Михаил Сударушкин нашёл немало фактов местного происхождения Алёши. Так, в былине «Добрыня Никитич и Алёша Попович» упоминаются его слуга и дружина. А вот что говорится о нём, участнике Липицкой битвы, в летописи: «В лето 6725 (1217) бысть бой князю Юрью Всеволодичю с князем Костянтином с Ростовскым на реце на Где, и поможе Бог князю Костянтину Всеволодичю, брату старейшюму, и правда его же пришла. А были с ним два храбра: Добрыня Золотыи Пояс да Александро Попович с своим слугою с Торопом».

Не раз Александр (т.е. Алёша) Попович упоминается и в связи с началом татарского нашествия: «Жил-был досюль поп в Ростове-городе. У него был сын Алексей... А тогда нападали на нашу землю татары. Он и позвался на татаров. Одного татарина за ноги схватил, да этим человеком двести тысяч татар перебил... А потом воевали много тут. Смелый Алёшенька Попович много воевал».

Тугарин: змей или воздухоплаватель?

Некоторые исследователи полагают, что Алёша Попович жил на несколько столетий раньше, на самой заре русского христианства. Но не мог же один и тот же человек, даже богатырь, жить в IX–X и XIII веках сразу! Вероятнее всего, богатырей с таким именем могло быть два или даже больше, и они слились в образ собирательный, впоследствии обросший легендами. И главная из них – поединок с Тугарином. В некоторых версиях его зовут Змеевичем, и изображается он как чудовище:

В вышину ли он, Тугарин, трёх сажён,
Промеж плечей косая сажень,
Промежу глаз калёна стрела,
Конь под ним – как лютый зверь,
Из хайлища пламень пышет,
Из ушей дым столбом стоит.

Это явно мифологический персонаж, но, что характерно для былин, действует он в обстановке исторического Киева, выступая как чужеземный захватчик. Владимир с княгиней Евпраксией, князьями и боярами встречает его с почётом – они бессильны ему сопротивляться. Его несут двенадцать слуг на раззолоченной доске. И это исторически достоверный факт: в ту пору на таких досках носили степных владык. Когда подали лебедь белую, Тугарин проглотил её целиком. Единственный, кто без всякого уважения и страха наблюдает за Тугарином, – это Алёша:

Он сидит на печи и надсмехается:
У нас, у дядюшки, была собака старая,
Да охоча собака да по пирам ходить,
Да и костью собака да задавилася,
Да тебе-то, Тугарин, будет така же смерть.

Взбешённый этими словами, Тугарин бросает в Алёшу булатный нож, но Алёша «ухватчив был» и сумел нож перехватить. Вслед за этим меж ними происходит поединок – уже в чистом поле. Тугарина окружают змеи огненные. У его коня – крылья, а в некоторых версиях и сам Тугарин имеет крылья за плечами, правда, почему-то бумажные. Алёша молится Богу, чтобы тот принёс дождь, который крылья бы вымочил. Так и происходит, и Тугарин не может подняться в небо, а на земле у него сила уже не та. Алёша вновь прибегает к хитрости: заставляет Тугарина обернуться назад («Что за силу ты с собой ведёшь?») и мгновенно наносит удар, а затем с победой возвращается в Киев, держа на острие копья голову Тугарина.

Наталия Лескова

Продолжение читайте в августовском номере (№08, 2014) журнала «Чудеса и приключения»

Теги: , , ,