Человекоподобные автоматы – прообразы современных роботов – появились задолго до наших дней

Впервые слово «робот» употребил чешский писатель Карел Чапек в пьесе «R.U.R.» («Россумские универсальные роботы»). Однако придумал это слово его брат, известный театральный художник Йозеф Чапек. В пьесе «R.U.R.» действовали искусственные люди, созданные из биологически подобных материалов, и само слово означало «искусственный работник». С тех пор минуло почти сто лет, и слово «робот» давно вошло в нашу повседневную жизнь. Где только не трудятся роботы: в промышленности и медицине, в космосе и под водой.

Но не надо думать, что роботы-андроиды, копирующие движения тела человека, появились лишь во второй половине двадцатого века. В легендах и преданиях, а также в исторических документах есть сведения о существовании человекоподобных автоматов, называемых некогда автоматиконами, за сотни лет до наших дней. Вот некоторые сведения об этих удивительных артефактах.

«Живая» голова Альберта Великого

Многие, наверное, слышали стихотворение Иоганна Вольфганга Гёте «Ученик чародея», которое основано на средневековом немецком предании о колдуне, заставлявшем работать неодушевлённые предметы. Это предание сложилось под влиянием личности удивительного философа, богослова, алхимика и астролога Альберта Великого (1193–1280), родившегося в Швабии, а затем, после получения образования в Падуе, преподававшего во многих городах Франции и Германии. Его познания в алхимии, физике, механике и философии были настолько обширны, что современники прозвали его «Doctor universalis». Во время пребывания Альберта фон Больштедта (подлинное имя Альберта Великого) в Париже его лекции привлекали такое количество слушателей, что ни одно здание не могло их вместить, и «Doctor universalis» был вынужден выступать перед слушателями на площади, получившей впоследствии его имя.

Знания Альберта подавляли современников и внушали настоящий ужас. По легенде, он создал голову, которая могла говорить и отвечать на вопросы. Но однажды голова вышла из-под контроля и до того разозлила святого Фому Аквинского, любимого ученика Альберта Великого, своей непрекращающейся болтовнёй, что тот схватил палку и разбил её на множество кусков. Когда «чародей», услышав шум, вбежал в комнату, то всё уже было кончено. На полу лежала груда металла, не подлежавшего восстановлению. Другой попытки создания механического человека Альберт Великий не предпринял, уничтожив, по всей видимости, все расчёты и чертежи своего детища.

Скорее всего, эта история не имеет под собой никаких оснований. Она была впервые опубликована только в восемнадцатом веке и вполне могла быть либо чистым вымыслом, либо неправильным толкованием одного из алхимических текстов Альберта, упоминавших о «голове» (caput mortuum), что на самом деле относится к одной из фаз алхимического первовещества в «делании мастера» – остатку, полученному после дистилляции.

Восстание глиняного чудовища

Прошли века, и слух о новом удивительном создании, получившем название Голем, заставил говорить всю Европу. Его творцом был известный учёный-математик, философ и знаток каббалы раввин Йехуда Лёв бен Бецалель, живший в Праге во времена правления императора Рудольфа II. Именно в эти годы Прага, ставшая столицей Священной Римской империи, превратилась в удивительный город, куда съезжались все известные европейские алхимики и учёные. Известно, что раввин бен Бецалель был не только непререкаемым авторитетом среди соплеменников, но и водил дружбу с такими известными людьми, как астроном Тихо Браге и англичанин Джон Ди, слывший знаменитым магом и предсказателем.

Существует много версий о том, как рабби Лёв создал Голема, который должен был служить своему создателю, а главное, защищать еврейскую общину Праги. Во всех этих легендах общим является следующее: создав глиняного великана, бен Бецалель вложил ему в узкую щель, напоминающую ротовое отверстие, бумагу с заклинанием. После этого великан ожил и стал выполнять приказы хозяина. Правда, в скором времени случилось непредвиденное. В один отнюдь не прекрасный день, когда рабби Лёв отсутствовал дома, Голем поднял бунт и начал крушить всё вокруг. Говорят, что только появление бен Бецалеля спасло жителей от страшного погрома. Раввин сумел выхватить бумажный свиток изо рта Голема и вставил его задом наперёд. Только после этого великан рухнул и был отнесён на чердак синагоги, где под древними книгами и одеяниями он и покоится по сей день. До сих пор экскурсантов в пражскую Староновую синагогу пускают только на первый этаж. Подниматься на чердак запрещено.

Александр Обухов

Фотография — shutterstock.com ©

Продолжение читайте в июньском номере (№06, 2014) журнала «Чудеса и приключения»

Теги: , , , ,