LaHaye1728Figures006GenV24GodTookEnoch

Вознесение Еноха. Гравюра Г. Хоета. 1728 г.

Множество неразгаданных тайн хранит удивительная, сама по себе загадочная книга допотопного патриарха Еноха

 Фигура библейского пророка Еноха – одна из самых загадочных в Библии. Сведений о нём сохранилось мало, они противоречивы и зачастую мифологичны. Зато книги, написанные от его имени, столь удивительны, что в наши дни их можно смело назвать научной фантастикой. В эпоху раннего христианства книги Еноха пользовались непререкаемым авторитетом и популярностью, поздняя же церковь их не приняла, поскольку они не слишком вписывались в оформившееся Священное Писание, и потому отнесла их к разряду апокрифов. Этим удивительным книгам грозило полное забвение и исчезновение, и просто чудо, что они дошли до наших дней. Собственно говоря, именно нам, людям будущего, они и были адресованы из допотопной глубины веков…

 Необъяснимое молчание

Имя Енох (Энох, Ханок), предположительно, переводится с еврейского как «учитель», «посвятитель».

Одна генеалогия гласит, что он был старшим сыном Каина, который назвал его именем город. По другой генеалогии (которая считает старшим сыном Адама не Каина, а Сифа), Енох – потомок Адама в седьмом колене, прадед Ноя и отец Мафусаила.

Библия очень скупа, что касается истории Еноха. По правде говоря, о нём в ней буквально несколько строчек: «…Енох жил шестьдесят пять лет и родил Мафусаила. И ходил Енох пред Богом, по рождении Мафусаила, триста лет и родил сынов и дочерей. Всех же дней Еноха было триста шестьдесят пять лет. И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его» (Бытие 5:18, 21–24).

Вот, собственно, и всё, что говорится в «книге книг» об этой загадочной личности, хотя фигура Еноха не просто загадочна, она уникальна – «…и не стало его, потому что Бог взял его». Из всех персонажей Библии, кроме Еноха, только Илия, Мелхиседек да апостол Иоанн удостоились чести живыми вознестись на небо. Однако, если про Илию написана чуть ли не повесть, то про Еноха – молчок. А он должен был быть выдающейся личностью, праведником из праведников, чтобы Бог живым взял его на небо прямо с вершины горы Мориа.

История Еноха своё продолжение нашла в позднеиудейских легендах, раннем христианстве, исламе (пророк Идрис). В Новом завете Енох упоминается в послании апостола Иуды, косвенно на него ссылается апостол Пётр, есть намёки и в «Послании к евреям» у апостола Павла и в Откровении Иоанна Богослова: «И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней…» (От. 11:3), а затем «…когда кончат они свидетельство своё, зверь, выходящий из бездны, сразится с ними, и победит их, и убьёт их» (От. 11:7), но после этого они должны вновь воскреснуть.

 Праведник и герой

В личности Еноха попытались разобраться и современные исследователи. Они отметили, что загадочный Енох у древних иудеев и арабских писателей выступает не только как благочестивый праведник, но и как учёный, изобретатель письменности, арифметики, астрологии и астрономии. По сути, несёт в себе черты культурного героя.

Бросаются в глаза и солярные черты, присущие Еноху. В частности, число лет его жизни – 365 – вызывает ассоциации с числом дней солнечного года. Его также называют справедливым царём, законодателем и миротворцем, «правителем правителей», чьё праведное царствование длилось 243 года и было подобием справедливого времени «царства солнца» – самой светлой полосой истории человечества между «порчей» во времена патриарха Еноса, когда люди научились идолопоклонству и магии, подверглись сильной деградации перед потопом.

Также учёные углядели несомненное сходство с шумерским царём Энмендуранной, тоже седьмым по счёту, но из шумерского «Списка царей» и правившего аж 21 тысячу лет.

Илия и Енох - значок семнадцатого века, исторический музей в Санок, Польша

Пророки Илия и Енох. Икона XVII в.

 Три варианта одной книги

Сегодня существуют три произведения, написанные от лица Еноха: «Первая книга Еноха», «Вторая книга Еноха», она же: «Славянский Енох», «Славянский апокалипсис», «Книга тайн Еноха», и, наконец, «Третья книга Еноха», или «Книга небесных дворцов».

Все они написаны на разных языках, имеют существенные различия и датируются разным временем. Наиболее древней считается «Первая книга Еноха», её ещё называют «эфиопской», поскольку данный вариант, найденный в 1773 году в афро-американских сообществах евреев и христиан в Абиссинии, области в Северной Эфиопии, был написан на эфиопском. Текст здесь сохранился полностью, так как в Эфиопской (коптской) церкви, в отличие от других, книга Еноха гораздо дольше считалась канонической и пользовалась большим уважением. Её создание датируют IV–I веками до н.э.

Вторая книга, то есть «Славянский апокалипсис», представлен списками XV–XVIII веков в разных языковых изводах (древнерусском, среднеболгарском, в том числе молдавском и сербском), да ещё в двух редакциях – краткой и пространной. Первоначальный славянский перевод с греческого был сделан в X–XI веках.

Третья книга Еноха была обнаружена только в 50-е годы XX века, в Кумране, среди прочих знаменитых кумранских свитков. Правда, представляла она собой фрагменты еврейских и арамейских текстов, которые датируются II–I веками до н.э.

В результате кропотливой работы учёных и благодаря сравнительным текстологическим исследованиям, сегодня мы имеем полный текст книги и… две глобальные проблемы – точное время её создания и первоначальный язык, на котором она писалась.

 Древнее ядро

Исследователи отмечают, что во всех найденных версиях книги, несмотря на различия, явственно прослеживается некое древнее ядро, какой-то древний текст, от которого отталкивались поздние авторы. По самым смелым предположениям, этот таинственный древний текст служил, возможно, источником и для создателей Ветхого Завета, по крайней мере, в том, что касалось исполинов. Первые книги Ветхого Завета датируются XIII веком до н.э. Значит, книга Еноха должна быть ещё древнее. Библейская традиция относит вознесение Еноха к 2773 году до н.э.

Сложен вопрос и с языком книги. Если предположить, что утерянный оригинал книги написал сам Енох, то на каком языке? Учёные видели её тексты на арамейском, древнееврейском иврите, эфиопском, сирийском, латинском, греческом, славянском…

Разумеется, наиболее вероятными являются два варианта – арамейский и древнееврейский иврит. Еврейские раввины утверждают: языком оригинала мог быть только древнееврейский иврит, поскольку он являлся языком самого Бога, создавшего Вселенную, используя 22 буквы алфавита. Учёные же не столь категоричны и говорят, что книга могла быть написана и на арамейском. И в настоящее время наукой признано, что часть разделов книги была изначально написана на арамейском. Однако проблема в том, что учёные всё-таки больше говорят о тех книгах, что имеют на руках, но не о самом оригинале, сгинувшем в веках.

Марина Ситникова

Продолжение читайте в августовском номере (№8, 2015) журнала «Чудеса и приключения»