Сибирь тысячелетия назад была местом весьма оживлённым – на её землях жили самые разные народы, о которых мы теперь имеем весьма смутное представление, ибо многие из них либо сгинули во тьме веков, либо безвозвратно смешались с другими этносами.

Между тем они представляют собой настоящее живое сокровище древности. Их обычаи и традиции отражают удивительный мир, который существовал на заре человеческой цивилизации. А некоторые из сохранившихся народов ещё и говорят на удивительном языке, на котором когда-то они общались в палеолите. Хотите услышать речь из каменного века? Добро пожаловать к юкагирам!

Тьма силачей

Юкагирами, или «говорящими невнятно» (а ещё «людьми мерзлоты», «ледяными стариками»), этот народ когда-то прозвали соседние тунгусы (эвенки), и в XX веке это название закрепилось официально.

Однако сами себя юкагиры называли «одулами», что значит – могучие или силачи. В начале XXI века «могучих» осталось всего ничего – около тысячи человек, а на их таинственном юкагирском языке вообще говорит лишь около 400 человек.

Юкагиры – яркий пример того, как может исчезнуть громадный народ. На сибирскую землю они пришли в незапамятные времена. Откуда – до сих пор точно не известно, но их было много, очень много!

Уже в четвёртом тысячелетии до нашей эры юкагиры проживали на большей части Восточной и Северо-Восточной Сибири, занимая колоссальную территорию от Лены до Охотского моря и Анадыря, а в совсем давние времена – от Енисея до Чукотки (Ымыяхтахская археологическая культура). Существует также предположение, что юкагиры жили и на Аляске (культуры Нортон и Ипиутак), но затем оттуда загадочно пропали.

Некоторые исследователи считают древних юкагиров предками якутов. А ещё есть любопытная гипотеза, согласно которой когда-то существовал единый этнический уральский субстрат различных культур, связанный на востоке с юкагирами, а на западе – с лопарями. Отсюда юкагиров можно считать самой восточной ветвью уралоязычных этносов, которая ещё в глубокой древности отделилась от своего «родного» ядра.

На феноменальную численность юкагиров столетия назад указывают якутские легенды. Например, в их сказаниях говорится, что птицы стали чёрными потому, что пролетали над бесчисленными дымящими очагами юкагиров и «закоптились». А северное сияние якуты до сих пор называют «дьукээбил уоттара» – это искажённое «юкагарские огни», потому что согласно якутским легендам северное сияние есть не что иное, как отблески тысяч юкагирских костров на их пастбищах.

Могучая кучка

Однако уже в середине XVII века юкагиров насчитывалось всего 5–6 тысяч человек. Больше тысячи лет их теснили с этнической территории эвенки, эвены и тунгусы, а также тюркские народы. Позднее постоянно нападали чукчи и немирные коряки, и война эта была на истребление.

А потом пришли русские завоёвывать Сибирь… С русскими в Сибирь «пришли» также страшные болезни, например оспа («большая болезнь», наводившая лютый ужас даже на шаманов), которая косила юкагиров и не только их сотнями и тысячами, поскольку сибирские народы иммунитета к таким болезням не имели. Эпидемии повторялись каждые 70–80 лет. Только в 1690-м году от оспенного поветрия умерла почти половина алазейских юкагиров и погибли все юкагиры, платившие ясак в Омолонское зимовье.

А ещё «благодаря» русским в Сибири появился алкоголь, к которому сибирские народы тоже не имели «иммунитета». Да и подружиться с русскими у юкагиров не получалось, поскольку последние занимались активным присоединением «юкагирской землицы». Реакция на экспансию не заставила себя ждать. Знаменитый землепроходец Семён Дежнёв едва спасся от разъярённых юкагиров, получив от них стрелу в голову, когда несколько сотен «могучих» напали на его отряд численностью в 50 человек. В 1645-м на так называемом Убиенном поле юкагиры убили всех служилых русских людей. А в 1714-м из-за жестокого обращения с ними вырезали целый отряд казаков.

Любопытен и характерен рассказ в юкагирском фольклоре о первой встрече с русскими. Судя по всему, это произошло летом, «когда листья на рябине распустились, выросли травки полевые и пели пташки лесные... Однажды вечером заметили, что плывёт к ним сверху человек с шерстью на лице, с громадным, как шишка берёзы, носом, в котором две чёрные дыры, подобные норкам горностая. И этот человек, с лесину ростом, видя, как пляшут на берегу девушки, пристал к берегу, подошёл к ним и, схватив одну из них, потащил в лес. Видя это, пришли мужчины с копьями и стрелами, убили его, бросили в реку и сказали: «Откуда ты (река) привела, туда и уведи».

Русские, впрочем, тоже в долгу не оставались: казачий произвол и разбой, убийства, притеснение, продажа в рабство и насильственное выселение юкагиров имели место с самого начала таких «культурных контактов». И также шла неизбежная ассимиляция юкагирского населения с теснившими их русскими и растворение части юкагирского этноса в других. В итоге к концу XVII века численность юкагиров сократилась до двух с половиной тысяч человек, в начале XVIII века их осталось около полутра тысяч, в конце XVIII века – 948. В 1874 году юкагиров насчитали всего 754 человека. В начале XX века – только 400.

В 1970-х годах количество представителей этого древнего уникального этноса равнялась 600. Затем численность юкагиров начала потихоньку расти. Перепись 2002 года насчитала почти две тысячи юкагиров. В наши дни, как говорилось выше, их вновь стало меньше на целую тысячу.

Современные юкагиры проживают в основном на северо-востоке Якутии (Нижнеколымский улус), а также в Чукотском автономном округе и Магаданской области.

Марина Ситникова

«Чудеса и приключения» №2/2019 

Теги: , ,