shutterstock_214632670_земляЧто есть земледелие для человечества – благо или… проклятие?

 Хотите верьте, хотите нет, но появление земледелия – величайшая тайна истории. До сих пор учёные не могут дать однозначного ответа на этот вопрос, потому что по всем признакам земледелие возникло словно из ниоткуда, как и многие возделываемые зерновые культуры, у которых не найдены дикие предки. Мифы и легенды однозначно указывают, что пахать и сеять людей научили боги, и «культурные» злаки вручили тоже они.

 Логике вопреки

В школьных учебниках истории появление земледелия объясняется на удивление просто: «Люди подметили, что зёрна колосьев или плодов, упав на рыхлую почву, прорастают и дают плоды. Они поняли, что пищу можно выращивать, и стали сажать в землю семена съедобных растений. Так из собирательства возникло земледелие».

Можно посмеяться над такой наивностью и заодно над ней же поплакать, потому что из диких семян, во-первых, никогда не вырастет окультуренная пшеница сама по себе, а, во-вторых, земледельческий труд – это не просто воткнуть зёрнышко в землю, а целый комплекс сложных мероприятий, включающий пахоту, сев, уход, жатву, обработку земли, ирригацию, селекцию, а после сбора урожая – молотьбу и хранение. Это ещё и обширнейший круг знаний о почве, растениях, временах года и многочисленных навыках, которые обычные собиратели и за тысячу лет не освоят. Не потому что они дураки, а потому, что им это просто не надо – зачем гнуть спину и умирать от тяжкого труда, если можно перейти в другое место, где растёт много еды, или напасть на соседей и отнять то, что хочется?

Серьёзные учёные тоже говорят, что по всем признакам земледелие появилось вопреки человеческой логике. Во-первых, оно с точки зрения обеспечения пищевыми ресурсами очень невыгодно и даже нерационально: любая засуха или наводнение могут легко уничтожить весь урожай, и тогда – голодная смерть. Погибнут те, кто привязан к земле. Во-вторых, земледелие – крайне трудоёмкий процесс, и ежедневно заниматься им вольным собирателям – это, простите, смахивает на мазохизм. В-третьих, земледелие появилось в районах, где растительной пищи (а также плавающей и бегающей) и без того имелось в избытке, так что людям вовсе не требовалось гнуть спину, чтобы запастись зерном на зиму. То есть естественные предпосылки перехода от собирательства к земледелию как таковые отсутствовали …

Помимо этих фактов, исследователи указывают и на другие. Например, на то, что существует всего несколько очагов раннего земледелия, и они очень удалены друг от друга, но возникли при этом практически одновременно, около 10 тысяч лет назад (южномексиканский, перуанский, средиземноморский, абиссинский, переднеазиатский, среднеазиатский, индийский и китайский). Людей на разных континентах «озарило» практически в одночасье? Да ещё все очаги возникновения имеют практически одинаковые климатические условия: горные тропики и субтропики как на подбор.

Кроме того, переход к земледелию произошёл в самом трудном и тяжёлом его варианте – зерновом. Не кабачки и тыквы древние земледельцы принялись сажать, а сразу пшеницу, овёс и ячмень. Да, по всей видимости, окультуренные. И вот это – ещё одна глобальная проблема.

21-osb1310404513418
Жатва. Художник Питер Брейгель Старший

 От осинки не родятся апельсинки

Археологические раскопки свидетельствуют, что уже на самых ранних стадиях земледелия было сортовое разнообразие основных зерновых культур. Но при этом исследователи вообще не нашли никаких промежуточных стадий селекции и никаких диких предков многих культурных злаков. Вы не поверите, но до сих пор не обнаружены прямые «предки» пшеницы и ячменя.

Этой проблемой в своё время занимался замечательный русский учёный, академик Николай Вавилов. Его выводы просто ошеломляющи. «Сколько бы мы ни культивировали дикий ячмень, – писал он, – так же, как дикую пшеницу и овсюг, они... остаются отличными от культурных форм, что делает саму роль их как прямых родоначальников более чем сомнительной».

Также он убедительно доказал, что «дикая» пшеница не является прародительницей известных нам ныне культурных сортов пшеницы (твёрдой, мягкой и так далее). Все виды пшеницы настолько сильно отличаются своими хромосомами, что, во-первых, не поддаются никакой селекции, а во-вторых, никак не могли взяться сами по себе, то есть в результате перерождения некоего «дикого» предка под воздействием каких-то мутаций. Прецедента, в котором один вид превращался в другой, современной наукой зафиксировано не было.

И стоит добавить, что ничего лучшего и равного появившимся в период неолитической революции пшенице, рису, кукурузе, гороху льну, хлопчатнику, сое, арахису, гречихе и ряду цитрусовых в наши дни выведено тоже не было, несмотря на большие достижения в генетике и селекции.

Тогда откуда же древние земледельцы взяли твёрдые и мягкие сорта пшеницы, селекционный ячмень и прочие окультуренные злаки? Самое время поговорить о богах.

 Тайна зерна

Ни в одной известной культуре не говорится, что земледелием человек овладел самостоятельно. И окультуренные зёрна, и земледелие – это обязательно подарок богов.

В древнегреческой мифологии зёрна пшеницы вместе с золотой колесницей богиня плодородия Деметра подарила юноше по имени Триптолем, который затем стал обучать сеять пшеницу всех прочих людей (кстати, именно в этом мифе указывается, что люди-собиратели и кочевники далеко не всегда принимали благосклонно Триптолема с его изнурительным земледелием). До сего времени греки жевали ячмень и полбу, которые им опять же принес титан Прометей.

В шумеро-аккадской мифологии людей научил земледелию получеловек-полурыба Оаннес, вышедший из моря. До прихода Оаннеса люди, согласно мифам, жили «как животные».

Древних египтян просветил Осирис. Он считается четвёртым из богов, правившим в Египте в доисторические времена. Будучи царём Египта, он отучил людей от людоедства и дикого образа жизни, научил сеять злаки, а именно ячмень и полбу, а также выпекать хлеб и сажать виноградники.

Покрытый зелёными перьями крылатый правитель столицы тольтеков Толлана – Кецалькоатль обращается в муравья и добывает для людей зёрна маиса и раскрывает тайны земледелия. К слову, маис – одна из тех культур, которая вообще не может расти без участия человека.

Высокий, светловолосый и белобородый бог Вирокоча однажды появился на берегах озера Титикака в перуанских Андах и научил местных индейцев возделывать землю и растить зерно.

Во времена правления доисторического китайского царя Шэнь-нуна, имевшего змеиное тело, человечье лицо и бычью голову, с небес внезапно посыпалось просо, и Шэнь-нун немедленно стал пахать землю и сеять его, изобретя сельскохозяйственные орудия. А другой божественный предок, укротитель потопа Юй, даровал людям рис.

В древний Тибет злаки, а также никогда здесь прежде не произроставшие съедобные фрукты принесли владыки Мудрости.

Не трудно заметить, что все боги, знакомившие людей с земледелием и злаками, были пришлыми. Но откуда они могли приходить, и вообще – кто они? И тут вырисовываются интересные параллели.

Первые зачатки земледелия появляются около десяти тысяч лет назад. В это же время предположительно погибла легендарная Атлантида…

Работа на пашне перед Троице-Сергиевым монастырем. Миниатюра. XVI в.
Работа на пашне перед Троице-Сергиевым монастырем. Миниатюра. XVI в.

 Опять Атлантида

Может быть, прямые дикие предки пшеницы, ячменя и других злаков произрастали именно там и там же затерялись их промежуточные стадии селекции?

Согласно описаниям Платона, у легендарной Атлантиды земледелие было на высоте: с развитой системой ирригации, глубокими каналами, плодородными полями и многочисленными сельскохозяйственными культурами. Обильный урожай атланты снимали два раза в год.

На плодородном острове возделывались окультуренные злаки и существовало обширное овощеводство: «…всякий пестуемый человеком плод и злак, который мы употребляем в пищу или из которого готовим хлеб, и разного рода овощи».

Разумеется, зерно из Атлантиды – это только версия, и довольно фантастическая. Но она, в отличие от большинства научных теорий, хотя бы внятно объясняет, почему «более 99,5% времени из почти 2 млн лет пребывания на Земле человек занимался охотой и собирательством и только последние 10–12 тысяч лет начал доместицировать растения и приручать животных» (Н.П. Гончаров, Е.Я. Кондратенко).

Взяться за мотыгу и заняться изнурительным трудом древних собирателей и охотников могла заставить не угроза голода, а страх или благоговение перед явившимися во плоти «богами». Вполне возможно, что и первый хлеб делался вовсе не для пропитания людей, а для ритуального подношения «богам». Недаром к хлебу даже спустя тысячи лет особое, почти мистическое отношение, а сам он наделяется сакральными свойствами.

Хотя, если рассуждать и «копать» глубже, то можно обнаружить, что земледелие – это вообще-то не благо, а проклятие человечества. Звучит почти кощунственно, но попробуем разобраться.

 В Раю не пашут

По мнению некоторых учёных, земледелие заключило жизнь человека-земледельца в физические и духовные тиски, спровоцировав появление множества отрицательных явлений, таких как жадность, страсть к накопительству и богатству, зависть, деление на «моё» и «твоё», воровство.

Оно породило расслоение общества, потихоньку разводя на разные уровни богатых и бедных, и создало предпосылки для настоящих войн – за новые земли и богатства. В конце концов всё закончилось возникновением института рабства.

Привязанные к земле, «одомашненные» люди перестали перемещаться с места на место, их кругозор значительно сужался, а жизнь усложнялась. По мере развития стационарного общества появлялось всё больше суеверий, запретов, табу, ограничений, правил и, наконец, законов. Преступления повлекли за собой возникновение системы наказаний: за украденную горсть зерна вполне можно было лишиться руки, а то и жизни. Человек стал убивать человека в рамках закона (казнь).

Земледелие требовало соблюдения определённого режима времени, и он появился. Теперь люди жили согласно календарю сельхозработ, и вся их жизнь сосредотачивалась именно в этих узких рамках.

Конечно, земледелие способствовало развитию многих ремёсел и увеличению численности населения. Но избыток населения и зависимость его от урожая порождали голод и многие другие негативные социальные явления.

Кстати, Библия, особенно в самом её начале, к земледелию относилась резко отрицательно. Оно воспринималось Книгой книг именно как проклятие: «Проклята земля за тебя: со скорбию будешь питаться от неё во все дни жизни твоей <...>. В поте лица твоего будешь есть хлеб».

Тяжкий и скорбный удел земледельца – это, по мнению Библии, расплата за то, что Адам и Ева покусились на заветное яблоко: «И выслал его Господь Бог из сада Эдемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят». В райском саду первые люди жили прекрасно ещё и потому, что «не сеяли и не жали».

Бог отказался от земледельческих даров Каина в пользу животных Авеля. Почему? Что такого, «нехорошего» и «неправильного» было в «плодах земли», преподнесённых Каином, что Бог их не принял?

Так или иначе, последовавшее затем первое убийство на земле совершил именно земледелец – Каин, позавидовавший брату Авелю.

Но что бы мы сейчас делали без хлеба?

Марина Ситникова

Фотография — shutterstock.com ©

 

Теги: , , , ,