САТИРЫ

В греческой мифологии козлоподобные существа, считавшиеся демонами плодородия. Обычно их представляли веселящимися и подвыпившими спутниками Пана, лесного бога мелкого рогатого скота (в Египте и Греции его символом был козёл). Их изображали с козлиными ногами, рогами, ушами и хвостом. В более древние времена их представляли спутниками бога виноделия и вина Диониса. И был период, когда их считали полулюдьми-полуконями, но впоследствии им приписали ставшую позднее привычной козлоподобность. От древнейших представлений у козлоногих спутников Диониса и Пана остались только лошадиные хвосты, хотя многие авторы утверждали, что и хвост был козлиным. Любимым занятием сатиров, ленивых и похотливых, были пьяные оргии с приставанием к нимфам и менадам. Любили они также пляски и игру на флейте, свирели и цимбалах. Атрибутами сатиров считались тирсы, флейты и сосуды с вином.

Более поздние авторы усиливали антропоморфные черты в облике сатиров. Сохранилось предание, что к римскому диктатору Сулле его легионеры во время похода в Фессалию привели найденного в пещере сатира. Последний был так страшен и издавал такие отвратительные звуки, что по приказу Суллы был отпущен в горы. В Средневековье, когда христианство повело борьбу против демонических сил и визуальный облик дьявола получил широкое распространение, главную роль в создании этого страшнейшего образа, по мнению X. Борхеса, «сыграло воспоминание об античном Сатире».

В античном же искусстве сатиры были очень популярными персонажами и их часто изображали в виде красивых юношей, совсем не похожих на средневекового Люцифера. Таким красавцем предстаёт перед нами мраморный сатир со скульптуры великого Праксителя («Отдыхающий сатир»). Изображения сатиров на античных вазах делались такими мастерами, как Софил, Клитий, Эпиктет и другие. Известны также скульптуры работы Лисиппа. Не меньшую популярность сатиры, которых иногда отождествляли с фавнами, приобрели в новом европейском искусстве начиная с эпохи Возрождения. Их можно увидеть на гравюрах Дюрера, на полотнах и рисунках Веронезе, Тинторетто, Рубенса, Ван Дейка, Пуссена, Матисса и Пикассо. Европейские поэты – от Гёте до Пушкина – также охотно обращались к образу сатира.

САРАБХА

В древнеиндийских мифах фантастическое чудовище с восемью ногами, якобы жившее в Гималаях. Оно обладало таким страшным рёвом, что пугало всех животных в лесу. Оно было также известно под другим именем – Утпадаха.

Когда великий бог-охранитель Вишну появился на земле в облике нарасинхи («человека-льва»), то он настолько напугал меньших богов, что те обратились с просьбой о защите к Шиве, входившему в триаду высших богов. И тогда Шива принял обличье Сарабхи, которая была сильнее и свирепее любого льва.

В позднем эпосе у Сарабхи уже только один глаз. Она становится одноглазым чудовищем. Это имя встречается также в списке животных, годных к употреблению в пищу. Интересная деталь: Сарабха встречается и в качестве одного из имён бога Вишну.

САРАМА

В индийской мифологии собака бога грома и молнии Индры. Она же – мать двух чудовищных псов бело-коричневого окраса Шарбаров или Сарамеев, охранявших подземный мир. Каждый из них имел по четыре глаза. О Сараме повествуется в «Ригве-де», и её символическим значением, очевидно, является олицетворение рассвета. Ибо Сарама участвует в поисках украденных у Индры

повелителем демонов Пани коров, которые, в свою очередь, символизируют облака. Она также помогала людям, заблудившимся в лесах или в тёмных местах. Само имя её было производным от слов «ползёт» и «солнце».

По одному из мифов, Сарама считалась одной из дочерей Дакши, видного божества в индуистском пантеоне, и матерью всех диких животных. В древнейшем эпосе индусов «Махабхарата» её называют «божественной сукой».

САРГОН

Легендарная рыба-амфибия. Эта хищная рыба была достаточно большого размера и любила охотиться за козами. При этом она ловила коз не только в воде, когда козы приходили на водопой, но даже выходила для этого на берег. Этим пользовались рыбаки. Саргон и сама была неплохой пищей. Чтобы поймать её, рыбаки приманивали её козлиной шкурой, под которой прятались.

Очень своеобразное использование рыба Саргон получила в средневековой геральдике. Она служила эмблемой адюльтера.

Юрий Беляев

 

Похожие статьи:

Теги: , , ,