Век за веком люди идут в святые земли

Всегда были люди, которым на месте не сидится. Какая-то внутренняя беспокойная сила вечно толкала их идти, ехать и плыть в неведомые дали, искать неизвестные страны, золото, диковинных зверей, алмазы, экзотические пряности. Среди них всегда выделялись равнодушные к земным богатствам или славе первооткрывателей, искатели духовной мудрости и ответов на главные вопросы бытия.

С пальмой и вербой

Христианский обычай странствовать по святым местам возник ещё во времена апостолов. Первые христиане устремлялись туда, где произошли важные новозаветные события, где даже каждый камень и дерево хранили память об истории их веры.

Слово «паломник» происходит от латинского palmarius – пальмовник, или человек, несущий пальмовую ветвь. Это связано с тем, что вершиной паломничества было путешествие в Иерусалим на Пасху, которой предшествовал праздник Входа Господня в Иерусалим. В этот день Христа и учеников в городе встречала восторженная толпа людей, державших в руках свежесрезанные пальмовые ветви. Отсюда пошла красивая традиция во время крестного хода следовать за духовенством с пальмовыми ветвями.

В России их заменили веточками вербы – она первая распускается зимой, поэтому у нас праздник Входа Господня в Иерусалим называют ещё Вербным воскресеньем. Эти скромные веточки несли в храм ещё во времена Киевской Руси и, освятив, уносили домой и хранили ровно год.

Паломники в Святую Землю возвращались в Россию из путешествия с освящёнными пальмовыми ветвями, которые берегли как святыню. Так появилось слово «пальмовник».

Паломников в России называли и по-другому – поклонниками, имея в виду, что они совершали богослужение и читали молитвы рядом с великими святынями. А также каликами – от греческого названия обуви «калига». Каликами перехожими в России звали странников-бессребреников, ходивших по святым местам с котомкой за плечами. В былинах они обычно предстают в виде убогих, часто слепых старцев, которые складывают и поют песни о местах, где побывали. Набожность, беззащитность и бескорыстие делали их в народном сознании почти святыми и способными на чудеса.

Вечный поток

В старину русские поклонники ходили на Святую Землю поодиночке и дружинами. Путь занимал долгие месяцы, а то и годы. Во времена крестовых походов распространился обычай собираться паломнической дружиной, ведь это была эпоха кровопролитных войн, междоусобиц и разбойничьих набегов. Дружину требовалось хорошо вооружить.

С одной из них в XII веке в Иерусалиме побывал игумен Даниил, описавший свои впечатления в знаменитом «Хождении». Это сочинение распространялось по России в списках вплоть до конца XIX века!

Ни войны, ни политические потрясения, ни дипломатические отношения с меняющимися властями Святой Земли не останавливали паломников – их поток из России не прекращался никогда. Наивысший расцвет православного паломничества пришёлся на конец XIX – начало XX веков. В 1882 году на Святой Земле было создано Императорское православное палестинское общество. Председателем его стал великий князь Сергей Александрович, а после его трагической гибели в 1905 году – его жена, великая княгиня Елизавета Фёдоровна. Несмотря на то что Россия пришла на Восток намного позже других европейских стран, влияние её духовных организаций на жизнь Святой Земли было огромно. Что же делало Православное общество для паломников?

Ирина Винокурова

Продолжение читайте в апрельском номере (№04, 2014) журнала «Чудеса и приключения»

Теги: , , , ,