Образ получеловека-полурыбы живёт в народном сознании с незапамятных времён
По представлениям древних славян, русалки были подчинены богу Велесу и богине Макоши – правителям судеб, от которых зависят жизнь человека и плодородие земли. Под воздействием европейской мифологии образ дополнился привлекательными чертами сирены – чарующим голосом и дивной красотой. Это видоизменило первоначальный облик древнерусских русалок, которые раньше чаще всего представлялись в виде безобразных старух с длиннющими руками и спутанными зелёными волосами.
Дальние родственники на Ближнем Востоке
Самое удивительное в родословной русалок то, что их корни не в Европе, а… на Древнем Востоке. Их прародитель – вавилонский верховный бог Эа, впоследствии названный греками Оаннесом. Семь тысяч лет назад он почитался как властитель водной стихии.
Халдейский жрец и астролог Берос так описывает внешний вид морского божества: «Тело божественного животного похоже на рыбье. Под рыбьей головой у него другая голова. Есть у него и человеческие ноги, сросшиеся с рыбьим хвостом. Он одарён разумом, а его речь связная и понятная. Он дал людям знание письма и наук и каждого вида искусств – словом, он научил людей всем хорошим обычаям и ремёслам».
Существо с мужским торсом и рыбьим хвостом ежедневно появлялось из вод Красного моря, чтобы учить людей, живших до него как животные – без стремления к развитию. Оаннес принёс им знания, поднявшие Вавилон на вершину цивилизации. Бог-амфибия научил людей геометрии; поведал, как строить дома, дворцы и храмы, как проложить оросительные каналы. От него научился древний Вавилон искусству врачевания, умению читать судьбу человека по звёздам, предсказывать погоду и вовремя засевать поля. Каждое утро с выходом Оаннеса из моря начинался очередной «урок», завершавшийся с заходом солнца возвращением бога в морское царство.
Со временем образ властителя моря и бога Солнца слился воедино. Такое «совмещение обязанностей» по надзору за водой и небом встречается в разных культурах древнего мира и до сих пор сохранилось у некоторых индейских и африканских племён.
Облик Оаннеса менялся: иногда он изображается с ногами, иногда – с рыбьим хвостом; у него появилась супруга – богиня Атаргате, правившая вместе с ним водной стихией. По словам римского историка Лукиана, «она наполовину женщина, но от бёдер вниз у неё растёт рыбий хвост».
Атаргате строго наблюдает за источниками морской и пресной воды. Без её разрешения (без позволения жрецов) никто не смеет выйти на лов. А разрешение стоило очень дорого, но экономить на нём означало рисковать жизнью: всем был известен крутой нрав властительницы, насылавшей на своевольных штормы и ураганы. Известно изображение богини Атаргате на древних финикийских монетах, где она представлена как самая древняя русалка в мире, ставшая прародительницей всех загадочных водных существ – русалок, сирен, нереид, лорелей и наяд.
Эти создания будут жить не только в народном воображении. Упоминания о них останутся в мистических романах и романтических балладах, пиратских легендах и даже в путевых журналах морских путешественников.
На Руси свои русалки
В разных странах русалок наделяли разными свойствами. Свой особый характер имели и русалки, обитавшие в России. По народным представлениям, ими чаще всего становились молодые женщины, которые утопились от несчастной любви или утонули, некрещёные девочки и девушки, которых обманом, закрутив в своём хороводе, русалки утащили под воду.
Детей учили стороной обходить опасные водоёмы, из которых слышался плеск воды и подозрительный звонкий смех. В определённые дни там опасались купаться даже взрослые, а если кто-то и отваживался приблизиться к месту обитания русалок, он обязательно держал в руке ветку полыни – надёжный оберег от их козней.
На Руси повсеместно отмечалась Русальна неделя, и в разных краях она отличалась особым сценарием представления и церемонии.
Русальна неделя, как правило, следовала сразу же после праздника Троицы. По своей сути эти празднества восходят к языческим традициям, как и Масленица. В Масленицу провожают зиму, а Русальна неделя – это прощание с весной, возрождение новой жизни, одновременное пребывание на земле живых и душ умерших.
Жители сёл в Русальну неделю обязательно изготавливали чучело русалки, которое «хоронили» после пения, танцев и театрализованных представлений. Его выносили в поле, разрывали на части и растаскивали по полям, чтобы урожай был богатым. В этом ритуале явственно прослеживаются отголоски древнейших культов.
Ещё интереснее был ритуал «вождения коня».
Двое мужчин клали на себя лестницу, изображая тело лошади. Первый надевал глиняную маску с лошадиной мордой; позади второго развевался хвост из конопли. В сопровождении всех жителей «конь» двигался в сторону полей. Окружавшая его толпа была нарядно и ярко одета; на этом своеобразном карнавале женщины подводили брови золой, щёки румянили свёклой, а наряжались в самую живописную и причудливую одежду.
По пути к полю разыгрывались сценки, шли шуточные сражения за чучело. Излюбленными персонажами были цыгане: мужчины с хлыстами подгоняли и оберегали коня, женщины гадали всем желающим.
За гадание, лучшие песни и танцы исполнители получали от зрителей хлеб, сладости, яйца, куски мяса. Иногда этой снеди было так много, что её грузили на тележки и везли домой, чтобы попировать по возвращении. Веселье тоже заканчивалось тем же: чучело разоряли и его части разбрасывали в разные стороны.
Фараонки-людоедки
Жестокая расправа над русалками объяснялась тем, что в некоторых местах их считали не только похитителями людей, но и людоедами. Особенно пугающе выглядели фараонки – русалки морские.
Народная фантазия своеобразно преломляла библейские сюжеты. Фараонки, или фаляроны, были существами обоих полов, которые, как считалось в народе, произошли от египтян. Подтверждение тому неожиданно обнаружилось в библейской истории. При переходе Моисеем Красного моря волны перед ним расступились; однако, когда египетское войско во главе с фараоном приблизилось, пучина целиком поглотила египетскую армию и её предводителя.
Так причудливая фантазия рассказчиков породила фараонок, которыми стали воины-египтяне, превратившиеся в полулюдей-полурыб.
Они обитают в воде, нападают на корабли и лодки и поедают людей. Считается, что в таком обличье они будут пребывать до Страшного суда
Поэтому зачастую, хватаясь руками за борт проходящего судна, они вопрошают: «Когда Господь придёт?» Обычно опытные матросы отвечают «завтра», чтобы поскорей отплыть от опасного существа, обмануть которое не только допустимо, но и жизненно необходимо.
В «Сказании о переходе Чермного моря» по списку 1602 года читаем следующее: «Люди фараона обратишася рыбами», «у тех рыб главы человеческие, а тулова нет, токмо ед глава, а зубы и нос человечи, а где уши, тут перья, а где потылица, тут же и не яст их никтоже», а «на конских рыбах шер конская, а кожа на них толста на перст…» Так удивительным образом круг представлений о загадочных духах воды замыкается на Востоке.
Злющие кузины
Но есть у русалки двоюродная сестра, живущая в полях или на каменных грядах. Это злой дух полей – кудельница. В славянском пантеоне и те, и другие происходят от богини плодородия.
Кудельницы появляются в полях цветущей ржи; увидев в поле ребёнка, преследуют его и утаскивают неведомо куда. С ними надо быть осторожным: только зазеваешься и ступишь на их землю – «клещами захватят».
Буквально «кудельница» происходит от слова «кудель» – лён, пряжа, поэтому её привлекает не только поле, но и дома, где женщины ткут и прядут. Кудельницы любят заходить сюда, прясть, путать нитки и пряжу или просто красть их.
Ещё один дух полей – удельница. Это уж очень злые создания, похищающие у человека его счастливую долю. Удельницы черны и безобразны, их смоляные волосы спутаны; они умеют обращаться в сорок и летать стаями, принося людям страдание и несчастье.
Особенно опасны удельницы в злые минуты дня – в полдень и на закате. Беременным женщинам они причиняют боль, до срока похищают из утробы детей, превращая их в уродов и калек.
Когда удельницы нападают на человека, с ним случается родимчик или удар – злые чары «ломают» его тело. В таких случаях над больными произносят специальное заклятие, в котором на помощь пострадавшему призывают Илию Пророка.
Прощание с романтикой
С принятием христианства на Руси на перекрёстках начали ставить кресты, охранявшие людей от нападения нечистой силы, что водилась в воде и на суше. Постепенно образ злобной и опасной русалки стал вытесняться из житейских представлений. Последние два века были временем её романтизации: для поэтов, музыкантов и художников русалка стала символом тайны, манящей опасности, роковой страсти и страдания. «У русалки чарующий взгляд,/У русалки печальные очи…» – писал Гумилёв.
Но время увлечения русалками прошло. И теперь только неисправимые романтики вспоминают о прекрасных и столь же опасных властительницах вод и полей, их место в верованиях и искусстве заняли другие персонажи.
Память об этих существах увековечила Анна Ахматова. Строки её стихотворения можно было бы высечь на надгробной плите одного из самых загадочных и прекрасных демонологических существ:
Над засохшей повиликою
Мягко плавает пчела,
У пруда русалку кликаю,
А русалка умерла.
Ирина Давыдова