Портрет Марии Тюдор с жемчужиной «Перегрина»Когда легендарная Перегрина снова увидит свет, никому неведомо…

 Перегрина – едва ли не самая знаменитая жемчужина в истории. Огромная, прекрасная и столь совершенная, что мгновенно стала легендой. Её жизнь тесно переплеталась с жизнью многих коронованных особ, а число владельцев этой удивительной жемчужины было столь велико, и менялись они настолько часто, что её прозвали «блуждающей». К проклятым сокровищам, несущим смерть владельцам, Перегрина, безусловно, не относится, однако и счастья она тоже никому не приносит. Кажется, её участь – вечно переходить из рук в руки, нигде не находя покоя…

 134 карата за свободу

История блуждающей Перегрины началась в XVI веке, когда испанцы активно покоряли только-только открытый Новый Свет и Южную Америку. Двигала этими людьми исключительная и беспринципная жажда наживы, а также неутомимый дух приключений.

Васко Нуньес де Бальбоа был одним из таких жадных искателей наживы и приключений. Считается, что он первым вступил на побережье Тихого океана в 1513 году. Тамошние местные индейцы смотрели на него, как на белокожего бога, сам же Нуньес с алчным изумлением взирал на их лодки, щедро украшенные прекрасным жемчугом. Когда он поинтересовался, откуда он у индейцев в таком количестве, наивные аборигены честно рассказали испанцу про некие острова, где жемчуга видимо-невидимо. Нуньес немедленно отправился на поиски этих островов, нашёл их, нарёк Жемчужными и объявил собственностью испанской короны.

Получившие красивое название, эти чудесные острова в скором времени сделались безрадостным местом, где чернокожие невольники добывали жемчуг под неусыпным контролем безжалостных надсмотрщиков. Ныряя в глубину раз за разом, день за днём, рабы доставали много прекрасных жемчужин, которые затем сотнями и тысячами отправлялись в Испанию. Однажды вынырнувший из воды раб разжал мокрую ледяную ладонь, на которой лежала… Такой красоты раньше никто никогда не видел. Считается, что тогда вес находки составлял 134 карата! Она была огромной, изумительного молочно-белого цвета и, главное, уникальной, идеально грушевидной формы. Казалось, она принадлежала самой Афродите, богине любви и красоты, родившейся из пены морской.

Может быть, и принадлежала, но теперь сменила хозяина. Владеть жемчужиной божественной красоты и баснословной цены должна была особа королевской крови. Чудо-жемчужина отправилась прямиком к испанскому двору, где была продемонстрирована будущему королю Филиппу II. Тот, не торгуясь, уплатил за неё 100 тысяч франков.

Говорят, что нашедшему её рабу была дарована свобода – пожалуй, единственное поистине благое дело в истории Перегрины.

 Услада сиятельных жён

Но первой настоящей владелицей уникальной жемчужины стала королева, которая войдет в историю как самая «кровавая» королева Англии, – Мария I Тюдор, прозванная Кровавой Мэри.

Мария Тюдор, дочь Генриха VIII от Екатерины Арагонской и старшая сестра королевы Елизаветы I, была невестой наследника испанского престола Филиппа. В 1554 году он преподнёс ей прекрасную жемчужину в качестве свадебного дара, хотя сам брак оказался несчастливым.

Муж был на двенадцать лет моложе своей 37-летней супруги и тихо её ненавидел. Англичане тоже невзлюбили нового мужа королевы. Он слыл напыщенным и высокомерным, а свита, прибывшая с ним, вела себя вызывающе. К тому же, согласно брачному договору он не имел права вмешиваться в управление государством.

Через четыре года после свадьбы Мария умерла бездетной. Свадебный дар мужа – прекрасная жемчужина, не принесшая счастья в браке, согласно тому же брачному договору отправилась вместе с Филиппом обратно в Испанию и стала легендарным сокровищем испанских королей Филиппов – II, III, IV и V, Карлов – II, III и IV, Фернандо VI.

Почти четыреста лет в этой красоте будут щеголять исключительно супруги испанских монархов, но именно с англичанки Марии начинается традиция, которой придерживались впоследствии все королевы Испании, – позировать для парадных портретов в украшениях с этой прекрасной жемчужиной.

На двух картинах знаменитого художника Диего Веласкеса можно увидеть Марию Тюдор со сверкающей Перегриной. Её мы видим также и на портретах жён Филипа IV Изабеллы Бурбон и Марии Австрийской работы того же Веласкеса. Появляется она и в работах других художников. Например, на портретах Марии I работы Х. Эуорта, мастера Джона и других. Тогда ещё жемчужина не была частью конкретного украшения, и её помещали и в броши, и в подвески.

В 1700 году блуждающая жемчужина произвела настоящий фурор в Версале при дворе Людовика XIV. Она красовалась на шляпе испанского короля во время венчания его дочери Марии Терезы с Людовиком.

Марина Ситникова

Продолжение читайте в июльском номере (№7, 2016) журнала «Чудеса и приключения»

Теги: , , , ,