Введение во храм Пресвятой Богородицы (фрагмент). Художник Тициан. 1534-38 гг.
Введение во храм Пресвятой Богородицы (фрагмент). Художник Тициан. 1534-38 гг.

Каждый раз, перечитывая Библию, ловлю себя на мысли, что постоянно возвращаюсь к описанию 12 камней на наперснике первосвященника, в котором он отправлял богослужение

Выбор для наперсника

«И вставь в него оправленные камни в четыре ряда; рядом: рубин, топаз, изумруд – это один ряд. Второй ряд: карбункул, сапфир и алмаз. Третий ряд: яхонт, агат и аметист. Четвёртый ряд: хризолит, оникс и яспис; в золотых гнёздах должны быть вставлены они», – пишется в книге Исход (28:17–20). На камнях, по-видимому, плоских и овальных, были выгравированы названия 12 колен Израилевых.

Почти всякий раз задаю себе одни и те же вопросы: на чём же основан выбор того или иного самоцвета для наперсника? Почему выбран именно такой порядок расположения камней? Какими волшебными и мистическими свойствами наделяли кем-то выбранные самоцветы?

Кстати, набор из 12 камней упоминается также в Апокалипсисе (21:19–21) при описании стен Иерусалима. В нём появляются новые камни: берилл, халцедон, сардоникс, хризопраз и гиацинт. Почти все камни, упомянутые в этих двух наборах, носят названия, которые употребляются и в наше время. Но при описании наперсника упоминаются также два других камня – урим и туммим, вызывающие дополнительные вопросы. Ибо они никак не связаны с современными названиями (номенклатурой) самоцветов.

«На наперсник судный возложи урим и туммим, и они будут у сердца Аарона, когда будет он входить во святилище пред лицо Господне; и будет Аарон всегда носить суд сынов Израилевых у сердца своего пред лицом Господним» (Исход, 28:30).

По мнению некоторых богословов, урим и туммим, как символы истины, заимствованы Моисеем у египтян, у которых Верховный жрец носил на шее на золотой цепочке фигурку богини Маат из лазурита, как образ или символ истины,.

Полагают, что с помощью урима и туммима первосвященник от имени народа или царя обращался к Богу в поисках решения сложных жизненных вопросов для всего народа, а не для частных случаев. Затем, опять же с помощью урима и туммима, он разъяснял повеление Бога.

Вместе с тем осталось загадкой, почему в нескольких обращениях к Богу упоминается только урим. «И будет он обращаться к Елеазару священнику, – пишется в книге Числа (27:21), – и спрашивать его о решении, посредством урима перед Господом; и по его слову должны выходить, и по его слову должны входить он и все сыны Израилевы с ним и всё общество». Или же: «И вопросил Саул Господа; но Господь не отвечал ему ни во сне, ни через урим, ни через пророков» (Первая книга Царств, 28:6).

Секрет урима и туммима

Об уриме и туммиме подробностей не сообщается. Некоторые богословы отмечают, что эти предметы отличались разве что сильным блеском («особенным блистанием»). Историк Иосиф Флавий сообщает, что урим и туммим перестали блистать лет за двести до того времени, когда он начал писать свою книгу («Иудейские войны», 75 год н. э.).

Обычно урим и туммим переводятся как откровение и истина, либо свет и совершенство. Другие же считают, что урим и туммим выполняют роль слов «да» и «нет», или «истинно» и «ложно», то есть являются символами справедливого суда Божьего через бросание жребия. Однако бросание жребия не христианская традиция. В Новом Завете, например, после возвращения Святого Божьего Духа с небес на землю ни разу не упоминается, чтобы кто-нибудь из христиан решал спорные вопросы при помощи жребия.

Валерий Сейранян

Продолжение читайте в апрельском номере (№4, 2015) журнала «Чудеса и приключения»

Теги: , , ,