Адмирал, дипломат, Исследователь – так начертано на памятнике Путятину в Южно-Сахалинске. Это он прорубил для России окно в Азию

С мечтой о Дальнем Востоке

Евфимий Васильевич Путятин происходил из дворянского рода, восходящего к XV веку. Родился в 1803 году. С отличием окончив Морское кадетское училище, мичманом был отправлен в кругосветное плавание на фрегате «Крейсер» под командованием Михаила Петровича Лазарева (того самого, что вместе с Беллинсгаузеном совершил первую российскую экспедицию в Антарктиду). Уже в звании капитана I ранга его, отличившегося в Наваринском сражении греко-турецкой войны, Николай I отправил в Персию для встречи с Мухаммед-шахом – решать вопрос о безопасности волжских торговых судов. Затем Путятин совершил успешные деловые поездки в Англию, Голландию, Турцию, Египет. А мечтал об экспедиции к морским границам Японии и Китая! В докладной записке государю написал: «Известно, что на всём протяжении нашего самого восточного берега нет ни одного хорошего порта. Нам вовсе не известен залив между материком и Сахалином. Считаю, что нужна попытка установить отношения с Японией».

C 1639 года Япония была закрыта для иностранцев: прибывшие иноземцы карались смертной казнью. Таким образом, и русские, и американцы рисковали подставить свои шеи под самурайские мечи.

В 1849 году Путятин стал генерал-адъютантом в свите императора и вскоре женился на дочери английского адмирала Чарльза Ноулса, получившей при крещении имя Мария Васильевна. Через три года уже в чине вице-адмирала он в очередной раз поднял вопрос об экспедиции на Дальний Восток и был поддержан.

В её состав вошли торговый чиновник И.А. Гончаров (он же – известный русский писатель), знаток восточных языков И.А. Гошкевич, синолог архимандрит Аввакум, будущий контр-адмирал и создатель первого в мире самолёта А.Ф. Можайский.

Конец «Паллады»

Фрегат «Паллада» под водительством капитана И.С. Унковского отправился в экспедицию в начале октября 1852 года. Маршрут лежал через три океана. Наконец, сильно пострадавший в штормах фрегат со сломанной мачтой и сорванной обшивкой корпуса вошёл в порт Нагасаки. В ожидании ответа японцев Путятин времени не терял: продемонстрировал японским изобретателям действие парового двигателя (и впоследствии механик Хисасигэ Танака создал первый японский паровоз по образцу паровой машины, установленной на «Палладе»).

Убедившись, что ожидание затягивается, Путятин отправился на Филиппины, затем в Корею, по пути описывая восточное побережье российского Приморья и составляя лоции. Им были открыты залив Посьета, залив Ольги, острова, названные впоследствии именем В.А. Римского-Корсакова (брата композитора), который командовал шхуной «Восток», сопровождавшей «Палладу». Затем Путятин вернулся в Японию, где, наконец, начались переговоры. А «Палладу» отбуксировали в Императорскую (ныне Советскую) гавань Японского моря. Во время Крымской войны в 1856 году она была затоплена. Её останки и сейчас покоятся на дне Амурского залива.

Договорились!

В ноябре 1854 года американская делегация подписала Канагавское соглашение – японская самоизоляция была снята. Русские же только начали переговоры.

23 декабря 1854 года произошло сильнейшее землетрясение с цунами. Подоспевший к тому времени фрегат «Диана» был сильно повреждён. Вот как описывает событие И.А. Гончаров: «И начало бить фрегат об дно, класть то на один бок, то на другой. И когда во второй раз положило – он оставался в этом положении с минуту: и страх, и опасность, и гибель – всё уложилось в одну эту минуту! Все оцепенели в молчании. Потом раздались слова молитвы: все молились, как по пословице «так молятся только на море»! И Бог услышал молитвы моряков».

Впоследствии Путятин написал в рапорте: «Провидению было угодно спасти нас от гибели. Вода пошла на убыль, и фрегат встал».

Людмила Боровикова

Продолжение читайте в майском номере (№05, 2014) журнала «Чудеса и приключения»

Теги: , , ,