В музее-усадьбе писателя Дмитрия Веневитинова, расположенном в селе Новоживотинное Воронежской области, стоят два пианино. Одно из них связано с английской писательницей Этель Войнич, прославившейся на весь мир своим романом «Овод».
Знакомы эти два писателя не были – не сошлись эпохами. Дмитрий Веневитинов умер в 1827 году, а Лиль Буль, известная как Этель Войнич, служила в родовой усадьбе гувернанткой с апреля по август 1887 года. Впрочем, для начала – немного истории. Родоначальником рода Веневитиновых являлся Терентий, он был атаманом в крепости Веневе, от названия которой пошла фамилия семьи. В конце XVI века Терентий обосновался в селе Животинном Воронежской губернии, которое теперь называется Староживотинным. А Новоживотинное основал уже его внук Лаврентий. Именно при нём и его сыне Антоне и появилась здесь усадьба.
Они приобрели около десяти тысяч десятин земли на левом берегу реки Дон и переселили на них несколько крестьянских семей из села Животинное. И назвали новый населённый пункт Новоживотинным. Позднее сюда перенесли церковь, в начале XVIII века вырыли пруд, посадили парк, со временем построили и усадьбу. Дмитрий Веневитинов, хоть и родился в Москве, всегда любил бывать в этих краях.
Судьбоносное знакомство
Большое влияние на жизнь и творчество Этель Войнич оказало знакомство с русским революционером Сергеем Степняком-Кравчинским. Девушка ещё была студенткой Королевской консерватории в Берлине по классу фортепиано, но под влиянием его книг уже задумывалась о поездке в Россию. Играла она так хорошо, что у преподавателей не возникало сомнений – Буль станет превосходной пианисткой. Но о музыкальной карьере пришлось забыть: обнаружилось, что у девушки сводит судорогой пальцы вскоре после начала игры.
Примерно тогда Лиль Буль и познакомилась с Сергеем Степняком-Кравчинским вживую. Помогла Шарлотта Вильсон, издательница журнала «Свобода». Революционер приехал в Лондон с супругой Фанни, и им очень понравилась Буль. Она учила чету английскому языку, они её – русскому. Именно Степняки уговорили девушку поехать в Россию.
Сама писательница позднее так вспоминала об этом решении: «Я до сих пор помню, как однажды просидела целую ночь без сна, отчаянно борясь с собой, стараясь уйти от необходимости ехать… На жизнь в России я предполагала зарабатывать уроками. В конце концов я решила всё-таки ехать в Россию, и прежде всего мне надо было заручиться рекомендациями к кому-либо из русских».
Оплатить проезд Лиль Буль решила из оставшейся части наследства, которое получила перед отъездом в Берлин. Через родственников получила рекомендательное письмо Эмилии Веневитиновой, которая искала для своих детей учительницу. А Степняк-Кравчинский дал рекомендацию в Петербург, к сестре своей жены.
Крёстный – император
Так Лиль Буль оказалась в России. Как писала она позднее литературоведу Евгении Таратуте, в «донском имении Веневитиновых в Воронежской губернии, недалеко от Воронежа». Она должна была обучать детей английскому языку, а по вечерам играть на пианино. Отношений с подопечными не сложилось. Более того, сама Лиль Буль признавалась: «Мы (с детьми. – Авт.) терпеть не могли друг друга». Оно и неудивительно. Воспитанная на революционных идеях, англичанка оказалась в семье, где крёстными одной из детей – Ольги – являлись император Александр II и королева Виртенбергская Ольга! Это как нельзя лучше показывало приближённость семьи к императору.
Обучала девушка внучатых племянников и племянниц писателя Дмитрия Веневитинова по линии брата Алексея. Его сын, Владимир, который был церемониймейстером Александра II, умер, и Эмилия Ивановна осталась вдовой с семью детьми. Будущей писательнице пришлось иметь дело с двенадцатилетним Алексеем, девятилетним Георгием, пятнадцатилетней Ольгой, одиннадцатилетней Софьей, шестилетней Аполлинарией, пятилетней Верой и двухлетней Эмилией.
Удивительно, но пианино, на котором играла молодая Лиль Буль, сохранилось. Сначала оно находилось в историко-краеведческом музее школы села Новоживотинное. А когда его закрыли, пополнило список экспонатов музея-усадьбы Дмитрия Веневитинова.
Марина Пастухова
Продолжение читайте в журнале «Чудеса и приключения» №10/2019