С очередной версией создания и транспортировки на побережье статуй острова Пасхи выступили американские учёные в только что опубликованной статье в Journal of Archaeological Science.

Остров Пасхи – одно из самых загадочных мест на Земле, где примерно два тысячелетия назад существовала причудливая цивилизация полинезийцев, оставившая после себя многочисленные следы в виде гигантских истуканов – моаи, которые, как сегодня считают учёные, представляют собой обожествлённые фигуры предков и родичей древних жителей острова.

Эта цивилизация фактически исчезла с лица острова Пасхи ещё до прибытия туда европейцев, причинами чего считаются две вещи – истощение ресурсов в результате хищнического истребления лесов и животных полинезийцами и связанная с этим война между разными племенами аборигенов.

Полное исчезновение культуры моаи и носителей её языка не позволяет археологам решить одну из самых интересных тайн этого острова: как на головах некоторых истуканов, не тронутых вандалами и временем, появились гигантские каменные шляпы, так называемые пукао, чей вес нередко достигает полутора десятков тонн?

Эту загадку дополнительно осложняет то, что сами истуканы и их «головные уборы» изготовлены из разных вулканических пород. Их залежи расположены фактически на диаметрально противоположных концах острова, удалённых друг от друга, а также от берегов, где установлены ныне существующие моаи, на десятки километров. Поэтому и доставка материалов к месту строительства истуканов, и их соединение были очень сложными задачами.

Однако недавние исследования учёных внесли в этот вопрос коррективы. Гигантские тринадцатитонные каменные «шляпы», окрашенные в красный цвет, появились на головах истуканов на острове Пасхи благодаря примерно такой же системе настилов и строп, которыми европейцы пользовались для поднятия затонувших кораблей, заявляют учёные из американского Университета Бингхэмтона. «Нам впервые удалось систематически использовать все возможные намёки и свидетельства того, как эти гигантские головные уборы могли оказаться на голове ещё более тяжёлых статуй. Все это стало возможным благодаря объединению методов археологии, физики и компьютерного моделирования», – уточнил антрополог Карл Липо.

Как рассказывает Липо, его команда обратила внимание на то, что манера транспортировки и самих статуй, и их головных уборов на столь большие расстояния должна была отражаться в том, какие повреждения присутствуют на их поверхности. К примеру, если бы статуи волокли по мягкому грунту или везли на «подпорках», то на их нижней части или на спине должны были остаться характерные царапины и потёртости.

С другой стороны, сами «постаменты» истуканов и окружающая их местность тоже должны сохранять в себе или следы обработки шляп и статуй, если их изготавливали на месте, или указывать на то, как именно первые оказывались на головах вторых. Проанализировав все возможные свидетельства подобного рода, археологи нашли ответ на эту загадку, не требующий массовых вырубок лесов и участия всего населения острова в постройке одной статуи.

Как заметили учёные, статуи были вырублены из породы таким образом, что они сами по себе выпрямлялись, если их наклоняли на небольшой угол. Это позволяло перемещать их «шажками», подобно тому, как обладатели холодильников или тяжёлых тумб передвигают их на новое место. Подобное «выгуливание» истуканов позволяло жителям острова Пасхи двигать их на большие расстояния, не тратя никаких ресурсов, кроме собственных сил.

Судя по рисунку царапин, шляпы статуй перемещались к месту их «сборки» в частично готовом виде, что позволяло древним художникам в буквальном смысле «катить» их со склона горы, где была расположена каменоломня. Когда заготовка пукао доезжала до истукана, мастера доделывали её и водружали на голову статуи, используя остроумную, но простую систему подъёма.

Она состояла из пологой горки, сложенной из песка и щебня, и верёвки, которую древние жители острова Пасхи оборачивали вокруг шляпы истукана и привязывали к голове статуи. Вытягивая свободный конец, они постепенно поднимали десятитонный пукао к вершине горки, где шляпу поворачивали на бок и усаживали на основную часть монумента.

В пользу этого, как отмечают Липо и его коллеги, говорят следы подобных горок у ряда упавших статуй, а также выемка необычной формы на «шляпе», не позволяющая ей соскальзывать с головы моаи.

Учёные заметили также и то, что все статуи изначально стояли не прямо, а были наклонены под определённым углом по отношению к поверхности Земли. Это позволяло древним мастерам закатывать пукао на голову, не повреждая статуи, и затем «выравнивать» готовых моаи, убирая несколько камней из заднего сегмента пьедестала.

Фотография: Shutterstock.com

Теги: ,