Чем занимались женщины в средневековой Европе? Трудно сказать, потому что почти никто не удосужился написать об их повседневной деятельности.

Исследовательская группа, изучающая диету средневековых людей, обнаружила что-то необычное в зубах женщины среднего возраста XI века, которая была похоронена в сельском монастыре Германии. Необычными были крошечные синие пятнышки. Это было удивительное открытие.

Оказывается, эти крошечные синие пятнышки были кусочками одного из самых ценных веществ в средневековом мире: лазурита – минерала, импортированного в Европу из Афганистана. Он был настолько редким и востребованным, что стоил столько же, сколько стоило золото (иногда и дороже) на средневековых рынках. Ведь он должен был путешествовать с шахт на Ближнем Востоке за тысячи миль через Египет и Константинополь в Европу. Когда он попал туда, изготовление самого пигмента было 50-ступенчатым испытанием, включающим помол и преобразование с использованием щелочи, сосновой смолы, различных восков и масел. Масса готового пигмента составляла всего около 10 процентов от массы сырого минерала. Неудивительно, что его так редко раздавали художникам и монахам, создававшим иллюминированные рукописи, в которых ультрамарин использовался почти исключительно для придания синего цвета одежды Девы Марии.

Странно, что эта женщина – вероятно, монахиня – имела этот пигмент в зубах. Единственное объяснение – она ​​была художницей. И не просто любой художницей,а достаточно опытной, которой смогли доверить самое дорогое в средневековой Европе.

Исследование, опубликованное в журнале Science Advances 9 января 2019 года, предполагает, что это единственное объяснение. И дальнейшее исследование может открыть новые пути в изучении древних людей. Монахиня с ультрамарином в зубах, вероятно, облизывала кончик своей кисти. Из этого следует, что зубной налет во рту других средневековых людей, возможно, также является ключом к их повседневной жизни.

«Здесь есть прямые доказательства того, что женщина не просто рисует, но рисует очень редким и дорогим пигментом, причем в очень непонятном месте», – сказала старший автор исследования Кристина Уориннер из Института Макса Планка. – «История этой женщины могла бы остаться скрытой навсегда без использования этих методов. Это заставляет меня задуматься, сколько других художников мы могли бы найти на средневековых кладбищах».

Фото: pixabay.com

Источник