Поисковая группа во главе с руководителем Военно-исторического музея «Кобона: Дорога жизни» Сергеем Марковым на протяжении нескольких лет исследует ледовую трассу Дороги жизни, которая проходила по Ладожскому озеру. В период блокады Ленинграда эта переправа была единственным транспортным сообщением города с остальной страной. Благодаря ей ленинградцы не только получали провизию, но и помогали фронту, доставляя производившееся в городе вооружение, в том числе танки КВ, минометы и артиллерийские орудия. В 1943 году по Дороге жизни был эвакуирован 1 миллион 376 тысяч человек, а всего за время блокады около 1 500 000 человек.

Ледовая магистраль находилась в 10-15 километрах от позиций противника, и, конечно, подвергалась обстрелам и налетам. В ходе которых во льду образовывались полыньи, в них попадали автомобили, обозы и грузы. Не все из них удавалось спасти. Поэтому Ладожское озеро считается кладбищем затонувшей военной техники. Так, в одно из первых дайверских погружений 1965 года в честь 20-летия Победы в Великой Отечественной войне, аквалангисты буквально шли по автомобильным крышам.  

Летом 2021 года группа Сергея Маркова при поиске военной техники в Ладожском озере обнаружила необычный артефакт, а именно деревянное судно, нагруженное металлическими трубами. Одну из труб удалось поднять на поверхность, по эмблеме на ней специалисты предположили, что вероятнее всего, их везли с Демидовских мануфактур. Скорее всего они предназначались для строительства Петергофского водовода в 1720-х годах. Специалистам еще предстоит поднять само судно и выяснить причину его затопления.

Эта необычная находка может стать новым толчком подводных исследований Ладожского озера и развития транспортной и туристской инфраструктуры региона.

Фото Сергея Маркова