Первая железнодорожная переправа в России была  построена в 1837 году по проекту профессора Венского политехнического института австрийского инженера Франца фон Герстнера. Она соединила Санкт-Петербург с Царским селом и получила название Царскосельской.

Указ императора Николая I о строительстве Царскосельской дороги был обнародован 15 апреля 1836 года. Возвели ее достаточно быстро, руководил строительством сам профессор Герстнер. В июле 1836 года были готовы платформа под навесом и фундамент гостиницы, через два месяца были заложены вокзал и депо.  В октябре было готово 22 версты от Царского села до Павловска, по ним на конной тяге прошли первые пробные вагоны.

Официальное открытие Царскосельской железной дороги состоялось 30 октября 1837 года, тогда паровозом «Проворный» управлял Ф. Герстнер. Паровоз прошел путь от Санкт-Петербурга до Царского села за 35 минут со средней скоростью в 48 верст/час. По тем временам эта скорость считалась фантастической, тем не менее, полгода после открытия вагоны ходили на конной тяге. Окончательный переход на пар состоялся в апреле 1838 года.

Сегодня участок Царскосельской железной дороги входит в состав Витебского направления Октябрьской железной дороги. На его пути расположены Паровозный музей и Малая Октябрьская железная дорога.