Новое исследование шедевра Иоганна Вермеера «Доярка» выявило закрашенные детали его оригинальной композиции, которые проливают новый свет на его художественный процесс.

Четыре работы Вермеера из постоянной коллекции Рейксмузеума — «Доярка», «Маленькая улочка», «Любовное письмо» и «Женщина, читающая письмо» — были сфотографированы в сверхвысоком разрешении и отсканированы с помощью оптической когерентной томографии, макрорентгенофлуоресценции и коротковолнового инфракрасного отражения (SWIR).

Именно изображение SWIR выявило два объекта, которые Вермеер закрасил: держатель кувшина с кувшинами, свисающими с ручек за головой доярки, и пожарную корзину у ее ног. Присутствие чего-то в этих областях было отмечено на предыдущих рентгеновских снимках, но старая технология не могла определить предметы. Эксперты предположили, что за ее рукой может быть камин. Детали настолько велики, что реставраторы смогли идентифицировать подставку для кувшина и корзину для огня по неполной подкраске. В описи имущества Вермеера записано, что у него в кладовой был держатель для кувшина и корзина для костра (используемая для хранения раскаленных углей, чтобы согреть постельное белье, одежду и ребенка).

Это открытие проливает совершенно новый свет на методы Вермеера. Общее мнение заключалось в том, что художник создавал свои небольшие произведения очень медленно и всегда работал с предельной точностью. Сейчас это мнение пересматривается. Под левой рукой доярки виднеется наспех нанесенная толстая полоса черной краски. Этот набросок ясно показывает, что Вермеер сначала быстро раскрасил сцену светлыми и темными тонами, прежде чем проработать детали.

Такой же предварительный набросок черной краской можно увидеть на стене за головой молодой женщины. Сравнивая результаты, полученные с использованием новейших методов исследования, теперь стало ясно, что Вермеер использовал черную краску для наброска подставки для кувшина и нескольких кувшинов, но не развивал их дальше.

Источник