На смену лошадям давно пришли самодвижущиеся повозки, но люди почему-то до сих пор измеряют мощность двигателей в лошадиных силах. Почему этот архаизм так укрепился?

Лошадиные силы, все еще используемые в качестве мерила мощности, никого не удивляют, но яркость лампочек почему-то измеряется не в свечах, а в люменах. Тут следует отметить, что мощность моторов тоже можно измерять в киловаттах, но лошадиные силы оказались более удобными. Плюс, к ним привыкли. Откуда вообще появился термин «лошадиная сила»?

Удивительно, но его придумал Джеймс Ватт — тот самый инженер и изобретатель, фамилия которого стала частью СИ. В 1763 году Ватта попросили починить макет паровой машины Ньюкомена, и изобретатель так увлекся, что производительность машины после ремонта и модификации выросла в 4 раза. Работа Ватта привела к началу промышленной революции, которая охватила весь мир. Для того, чтобы объяснить людям преимущества паровых машин, нужны были понятные сравнения. Тут-то на помощь и пришли лошади. Ватт решил, что 180-килограммовую бочку (в таких поднимали из шахт уголь) могут тянуть две лошади со скоростью 2 мили в час. Ученый умножил ½ барреля на 2 мили/ч, и получил лошадиную силу — 1 баррель — миля/ч.

Сегодня в большинстве стран (в том числе в РФ) лошадиная сила определяется как 75 кгс·м/с (мощность, которая затрачивается при равномерном вертикальном подъеме 75-килограммового груза со скоростью 1 м/с).

Фото pixabay.com

Источник