Картина «Мона Лиза» Леонардо да Винчи была написана поверх наброска, который мастер выполнил в особой технике. К такому выводу, как пишет журнал Journal of Cultural Heritage, пришли французские исследователи, которые подвергли «Мону Лизу» высокочувствительному многоспектральному сканированию и нашли под слоем краски скрытый угольный набросок.

Как заявил Паскаль Котт из компании Lumiere Technology, которая специализируется на мультиспектральном сканировании, картину проанализировали при помощи технологии, способной фиксировать свет на волнах тринадцати разных длин. В основе технологии — инфракрасная фотография, которую уже неоднократно применяли для поиска скрытых деталей на произведениях искусства. Котт сделал 1650 снимков «Моны Лизы» в 2004 году и изучал их на протяжении 15 лет. Применив инфракрасную фотографию в сочетании с инфракрасной рефлектографией, специалист нашел на светлых областях картины угольные линии, указывающие на существование наброска, скрытого под слоями краски.

«Да Винчи использовал спольверо — технику нанесения наброска, основанную на применении полотняного мешочка с древесным углем. Плюс, на голове Моны Лизы обнаружились следы, которые могли быть наброском заколки. Тот факт, что заколки нет в финальном варианте, говорит о том, что это не столько портрет, сколько изображение „нереальной“ женщины, которую можно сравнить с богиней», — сказал Котт.

Фото pixabay.com

Источник