Статуя «Мальчика Критиоса», выставленная в Музее Акрополя, является одним из самых важных произведений древнегреческого искусства, и наиболее характерным для так называемого «сурового стиля». Торс статуи был найден в 1865–1866 годах к юго-востоку от Парфенона, а голова — в 1888 году у южных стен Акрополя. Кто и зачем обезглавил статую – уже много лет выясняют ученые. Об очередной теории пишет портал Greekreporter.

Археологи назвали эту статую «Мальчик Критиос» – по имени скульптора, который, как считается, его создал. Статуя изображает обнаженного юношу, который стоит на левой ноге, в то время как правая согнута в колене и отведена назад. Это весьма характерная поза для статуй «сурового стиля».

Выражение лица у юноши торжественное, глаза, изначально сделанные из другого материала, не сохранились. Волосы повторяют форму головы, над ушами они собраны в валик, и лишь несколько прядей спускаются на виски и затылок. Остатки красной краски, сохранившиеся на волосах, дают скупое представление о том, как была раскрашена эта статуя.

Считается, что автором этой скульптуры был Критий. Это предположение основано на том, что фигура юноши чрезвычайно походит на статую Гармодиоса из бронзовой группы Тираницидов, которую, как достоверно известно, создал Критий в сотрудничестве со своим коллегой Несиотом.

Однако неизвестно, кого изображает статуя юноши. Некоторые ученые считают, что она представляет молодого спортсмена. Другие утверждают, что онf изображает героя, скорее всего, Тесея.

Этот пример статуи показательный для древнегреческого искусства. Она занимает видное место в учебниках и участвует в крупных международных выставках. Однако до сих пор остается загадкой, кто в древности обезглавил статую ударом топора по затылку, и почему.

Сначала ученые обвиняли в этом акте вандализма персов, разграбивших Акрополь во время их вторжения в Грецию в 480 г. до н.э. Однако недавно историки искусства отнесли время изготовления статуи к раннему классическому периоду, в таком случае изувечить статую могли только сами афиняне.

Из истории известно, что афиняне иногда обезглавливали статуи, поскольку нет другого объяснения множеству голов, которые были извлечены из насыпи Акрополя.

Рэйчел Куссер, профессор истории искусств Городского университета Нью-Йорка, в своей статье для Исследовательского бюллетеня Центра греческих исследований пишет, что обезглавливание было делом рук персидских захватчиков. Она считает, что только в этом случае можно объяснить характер повреждений, нанесенных статуе. Помимо головы у фигуры были отрублены руки, найти которые так и не удалось. Именно такие способы разрушения статуй были характерны для персов. Кроме того, только так можно объяснить тот факт, что статуя была обезглавлена всего через три десятилетия после изготовления.

Источник