За проблемами глобального потепления, отходов ядерной энергетики, всемирных инфекций и, в конце концов, сохранения мира на земле не таким уж актуальным кажется вопрос шумового загрязнения. А зря.

От Ювенала до вокзала

Смешно, но жалобы пошли ещё от римского сатирика Ювенала (ок. 60 – ок. 127): «На узеньких улицах стоит вечный шум и грохот проезжающих телег».

В современных же городах это уже настоящая катастрофа, которую мы постепенно начинаем осознавать.

Так, по мнению врачей, болезни сердца часто вызваны или провоцируются шумом. Ведь он подхлёстывает гормоны стресса – адреналин и кортизол. И человек, сам того не замечая, становится заложником, а то и жертвой опасных обстоятельств.

Шум в 60–80 дБ вызывает расстройства вегетативной нервной системы, повышает давление; 90–110 дБ – начинает провоцировать снижение слуха.

Шум влияет ещё и на обмен веществ, угнетает окислительные процессы. И в то, что люди вокруг нас становятся всё более агрессивными, шум тоже внёс свою немалую лепту. Иногда так и хочется возопить на весь мир: «Да заткнитесь вы уже все, наконец!»

Если стеклопакеты подарили нам огромное новое благо цивилизации, значительно ограждая нас от звуковой агрессии внешнего мира, то на улицу в будке из стеклопакетов не выйдешь.

Шум на улице от транспорта в час пик – не меньше 70–80 децибел, а то и все 90–95. А если вы, не дай бог, живёте близ железной дороги – там поезд «подарит» вам как минимум 100 дБ.

И ежегодно звуковой фон в городе возрастает на 1 дБ.

Запомните: 115–120 дБ – это тот предел, за которым уже не слышно собственно звука, но чувствуется боль в ушах. Более высокие цифры применяются при пытках. При 145 дБ лопаются барабанные перепонки. А цифра 180 дБ – смертельна.

Древние это знали. А наши современники как-то не догоняют. Терпят, не жалуются.

Беспощадная подземка

Такой грохот поезда, как в Москве, вряд ли услышишь в какой-нибудь другой столице мира. Любой подтвердит: подъезжающий состав не даст вам договорить фразу собеседнику: ведь речь человека – всего каких-нибудь 45–55 дБ. Подумать только, что даже низколетящий самолёт даёт 85–95 дБ. А прибывающий метропоезд окатит вас сотней децибел!

А что в самих вагонах, пока мы едем от станции до станции? Трудно поверить, но там замеры звука достигают отметок в 112 дБ.

Подсчитано, что, к сожалению, если вы ездите в метро пять дней в неделю по 30 минут туда и обратно, это может за неделю (!) снизить слух на 16 дБ. И вы просто заметите, что стали хуже воспринимать человеческую речь.

Автор: Андрей Ардер

Фото Shutterstock.com

Продолжение читайте в октябрьском номере (№10/2020) журнала «Чудеса и приключения»