Мы открываем новую рубрику, приуроченную к 30-летию журнала «Чудеса и приключения». Этот важный юбилей в судьбе нашего издания будет отмечаться в декабре нынешнего года. Но уже сейчас мы начинаем возвращаться к историям, о которых рассказывали три десятилетия назад на страницах журнала. Тогда они относились к разряду футуристических. Прошло тридцать лет. И теперь реальностью стал космический туризм, космонавты годами живут на борту МКС, и им реально помогают роботы, не за горами полёт человека на Марс. Большие перемены произошли и в сфере коммуникаций и высоких технологий: мобильные телефоны позволяют разговаривающим видеть друг друга даже через тысячи километров, энтузиасты пересекли пролив Ла-Манш с реактивным ранцем за плечами, а врачи проводят сложнейшие нейрохирургические операции с помощью хитроумных нанозондов. Учёные научились выращивать запасные человеческие органы, записывать сны, управлять погодой, клонировать животных и растения… Если вы займётесь просмотром подшивки «ЧиПа» тридцатилетней давности, то наверняка заметите, что многие тогдашние статьи стали в итоге по-своему пророческими. И стоит ли тогда удивляться, что сегодняшние наши публикации на кажущиеся на первый взгляд фантастическими темы через несколько десятилетий станут реальностью?

Как бы там ни было, сегодня мы возвращаемся к давним темам и рассматриваем их уже как свершившийся факт, рассказываем о том, что тридцать лет казалось удивительным, а теперь прочно вошло в наше бытие и сознание. Читайте и делайте выводы.

Седлайте своего конька!

Возможность быстро передвигаться занимает человеческие умы с незапамятных времён. Яркий пример тому – сказочные сапоги-скороходы или ковёр-самолёт. В наши дни подобные фантазии становятся обыденностью.

Создание и совершенствование средств передвижения было одной из главных задач технического прогресса на протяжении всей человеческой истории. Наряду с изобретением и развитием автомобилей и самолётов, способных преодолевать тысячи километров, актуальной оставалась и задача облегчить перемещение человека на относительно небольшие расстояния, например, в пределах посёлка, мегаполиса или крупного предприятия.

Во второй половине XX века главным и зачастую единственным способом решить эту задачу был велосипед. Существовавшие в то время роликовые коньки и скейтборды представляли скорее спортивный интерес для молодёжи, чем массовое средство передвижения. Впрочем, все эти варианты объединяло одно – использование мускульной силы человека. Компактных, лёгких, экологичных и безопасных источников энергии ещё не существовало.

Революционные изменения в этом вопросе произошли в последние двадцать лет. В нашу жизнь решительно вошли и начали завоёвывать популярность индивидуальные электрические транспортные средства: электровелосипеды, сегвеи, гироскутеры, моноколёса, электросамокаты... Лёгкие, бесшумные, малоразмерные, простые в управлении и экологически чистые, они стали комфортным способом передвижения в городской среде, очень быстро превратившись из дорогой имиджевой игрушки в практичные транспортные средства. Такой транспорт выручает там, где общественный транспорт не ходит или он не слишком удобен. Кроме того, это ещё и способ преодолевать многочисленные пробки. В зависимости от конструктивных особенностей некоторые виды электротранспорта, например, электроквадроциклы, могут с успехом применяться и на просёлочных дорогах, и на бездорожье. Ещё одна важная задача мобильного транспорта – возможность перемещаться для тех, кто лишён мобильности в силу разных причин. Экомобилики, электроколяски или скутеры с сиденьями помогают людям с ограниченными возможностями преодолевать большие расстояния без посторонней помощи.

Что же обусловило такой стремительный технический прорыв?

Полную версию материала читайте в апрельском номере (№4/2021) журнала «Чудеса и приключения»

Автор: Сергей Борисов

Фото Shutterstock.com