Великий писатель, чьё творчество ценится во всём мире, глубочайший исследователь русской души, страстный патриот, не терпящий никакой критики России, азартный игрок, смертельно боявшийся долговой ямы, политический каторжник, пострадавший за вольнодумство и связь с кружком Петрашевского, примерный семьянин и страстный любовник – всё это один и тот же человек. ФЁДОР МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ.

 

Сильные впечатления

В ноябре 2021 года исполняется 200 лет со дня рождения русского классика. В череде юбилейных мероприятий особое место занимает грандиозная выставка в Государственном музее истории русской литературы имени В.И. Даля, раскрывающая главные вехи его непростой жизни, творчества и сложной, противоречивой натуры. Выставку не случайно назвали «Сильные впечатления». На долю Фёдора Михайловича выпало их немало – не каждому достаётся столько потрясений и испытаний, сколько вынес за такой короткий жизненный срок – всего 59 лет – Достоевский. Его душа и сердце всегда откликались даже на самые незначительные проявления жизни. И потому сам Достоевский стал и остаётся одним из сильных впечатлений человечества. Как отмечал писатель: «Чтобы написать роман, надо запастись, прежде всего, одним или несколькими сильными впечатлениями, пережитыми сердцем автора действительно…»

Все эти впечатления легли в основу всемирно известных романов «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Идиот», «Бесы», «Униженные и оскорблённые», «Игрок»… Достоевский создал в них свой особый образ человеческой личности. В каждом из романов представлены и удивительные женские персонажи. Что тоже не случайно, поскольку женщины играли в его личной жизни значительную роль. На выставке этой теме посвящён один из самых больших разделов, дополненный исследованием: в какой степени представления Достоевского о женщине и героини его произведений и сегодня представляют интерес для русских женщин и могут ли служить для них образцом.

 

В погоне за счастьем

Достоевский был дважды женат, имел множество любовных связей, сложных и запутанных, в то же время оставаясь в «женском вопросе» весьма консервативным.

В своей знаменитой речи о Пушкине в 1880 году Фёдор Михайлович описывает программный и с сегодняшней точки зрения проблематический образ жертвенной, отрекающейся женской души. Татьяна Ларина в его понимании – не только воплощение русской женщины, но и символ русской национальной идентичности. Он называет её «апофеозой русской женщины». Наверное, женщина такого типа и нужна была писателю. Ему посчастливилось встретить её уже в зрелом возрасте.

А до этого он влюблялся и заводил романы с замужними дамами, восхищался эмансипированными особами, но это не принесло ему счастья.

Одна из первых серьёзных влюблённостей писателя – Авдотья Панаева (1820–1893). С ней он познакомился в Петербурге в 1845 году. Панаева сразу привлекла внимание начинающего писателя и своей внешностью, и умом, и свободными взглядами. Она представлялась ему идеалом эмансипированной женщины, утверждающей чувства в стиле Жорж Санд, к тому же она жила с двумя мужчинами – законным мужем писателем И.И. Панаевым и поэтом Н.А. Некрасовым.

В письме своему брату Михаилу в ноябре 1845 года Достоевский откровенничает: «Вчера я в первый раз был у Панаева и, кажется, влюбился в жену его. Она умна и хорошенькая, вдобавок любезна и пряма донельзя».

Первая влюблённость Достоевского была мучительна, так как он быстро понял, что на взаимность рассчитывать не сможет: Панаеву всегда окружала толпа многочисленных поклонников.

При этом, по свидетельству современников, в молодости писатель был вообще неразборчив в любовных приключениях.

И.С. Тургенев как-то даже назвал Фёдора Михайловича русским де Садом.

Сам же Достоевский не скрывал своих похождений: «Я так распутен, что уже не могу жить нормально, я боюсь тифа или лихорадки, и нервы больные. Минушки, Кларушки, Марианны и т. п. похорошели донельзя, но стоят страшных денег. На днях Тургенев и Белинский разбранили меня в прах за беспорядочную жизнь», – писал он брату Михаилу.

Подробнее читайте в №4/2021 журнала «Тёмные аллеи»

Автор: Нелли Булгакова